17.02.10

Границы — нет, контроль — есть.

Легко ли дальнобойщику попасть из Беларуси в Россию?

С конца января лишь на Смоленской таможне количество сотрудников увеличилось на 120 человек. Внушительная цифра, учитывая, что границы между Беларусью и Россией как бы не существует. Усиление бдительности, нужно заметить, однобокое. Белорусских таможенников на границе с РФ нет вообще. О том, насколько легко попасть из Беларуси в Россию, нам рассказал водитель предприятия “Белмагистральавтотранс” Сергей ЛУСЬКО.

Процедура должна быть формальной

Сергей — опытный водитель. Дальнобойщиком работает уже 10 лет. За это время объездил почти всю Европу. Только в Англии и Латвии побывать не удалось. А вот в Россию приходится ездить довольно часто. Из последнего рейса Сергей вернулся совсем недавно.

— Белорусско-российская граница очень интересная, — рассказывает водитель. — Вроде бы процедура оформления документов должна быть простой формальностью. Так, с 1995 года белорусская таможня там не присутствует. Грузовик, везущий товар в Россию, на белорусской стороне не проходит таможенный контроль, водитель не тратит время на оформление документов. А вот на российской стороне белорусу необходимо оформить удостоверение временного ввоза транспортного средства. Грузы отечественных предприятий или предпринимателей, а также транзитные грузы, уже прошедшие оформление на западной границе Беларуси, снова начинают проверять и, по сути дела, оформлять повторно.

Тем временем на западной границе Беларуси пункты пропуска оборудованы высокоскоростными телекоммуникационными сетями. Российскому инспектору можно было бы воспользоваться сведениями, предоставленными белорусской таможней. Это избавило бы его от повторного “добывания” информации у водителя, везущего груз, и, естественно, сократило бы время прохождения контроля.

— В этом году в структуре оформления ничего не изменилось, — говорит Сергей.

“Бить не будем, а стекла повыбиваем”

Водитель говорит, что сложности возникают не только с пересечением белорусско-российской границы, но и с получением разрешения на провоз груза. Россияне официально заявили о том, что белорусы не должны платить за эти разрешения. Однако выдают их весьма неохотно. Мотивируют это тем, что белорусы демпингуют российских дальнобойщиков. — Это смешно, — возмущается Сергей. — Посмотрите на размеры нашей страны и на Россию. Мы никак не можем составить конкуренцию соседям. Странно такие заявления слышать. Россияне иногда белорусских дальнобойщиков не особо жалуют.

Однажды в Воронежской области Сергея Лусько остановил гаишник. Долго осматривал автомобиль, искал, к чему можно придраться. Но у белоруса все документы были в порядке, да и машина без изъянов. Сотрудник Госавтоинспекции был настолько зол, что в сердцах крикнул: “Чего вы сюда ездите? Что вам здесь нужно?”

Чтобы разгрузиться на одном из челябинских предприятий, Сергей оставил машину на улице и пошел выписывать пропуск. Когда вернулся, машину обступили местные рэкетиры.

— В последнее время они стали умнее, — говорит дальнобойщик. — На дорогах машины не останавливают, а орудуют прямо возле заводов. Я сказал, что денег им не дам. А вымогатели ответили, что бить меня не будут, а просто повыбивают стекла. Тогда на улице мороз был, да и замена стекла время заняла бы. Начали мы торговаться. Сговорились на тысяче рублей. Сразу после этого я пошел в опорный пункт милиции. Хотел заявление написать, но меня майор отговорил. Говорит: “Зачем вам это нужно? Даже если мы найдем их, вы ведь все равно в Челябинск на опознание не приедете”. Объяснил мне все, рассказал, что руки у правоохранительных органов тут связаны. В гости приглашал, но времени у меня не было. Очень хороший человек.

На протяжении последних лет вопрос о сотрудничестве белорусских и российских таможенников активно обсуждается на совместных семинарах, однако к консенсусу таможенники прийти не могут. Ощущают это на себе люди, пересекающие границу...

Народная газета; 17.02.10