10.03.05

Греф заехал в тупик

Глава Минэкономразвития Герман Греф не нашел компромисса с автопроизводителями о размерах пошлин на автокомпоненты. Как стало известно ГАЗЕТЕ, проект постановления о снижении пошлин отправится сегодня в правительство в прежнем виде. Эксперты считают, что глава правительства Михаил Фрадков не пойдет на поводу у Грефа и не будет снижать пошлины. Ведь это решение нанесет удар по небольшим предприятиям - производителям комплектующих. Отечественный рынок завалят дешевой китайской продукцией. Россия потеряет 100-120 тысяч рабочих мест и сумму, равную 1% ВВП.

Привлечь иностранца

Идея снижения пошлин на импорт автомобильных компонентов для промышленной сборки была оформлена специальной межведомственной комиссией в проект правительственного постановления еще в конце прошлого года. Возглавляли комиссию чиновники из Минэкономразвития, а их выводы на заседании правительства в январе представил лично глава министерства Герман Греф. Уровень пошлин предлагалось снизить с нынешних 13 примерно до 3%. При этом по большинству позиций пошлины предлагалось обнулить, а для отдельных узлов сохранить на уровне 3-5%. Столь кардинальные меры в Минэкономразвития объясняют желанием привлечь в Россию иностранные автоконцерны для создания здесь собственных сборочных производств.

По словам сотрудника пресс-службы министерства Константина Богданова, правительство уже предоставляло отечественным автопроизводителям шанс для развития, когда в 2003-2004 годах повысило пошлины на ввоз подержанных и импортных иномарок. Но заводы воспользовались ими отнюдь не во благо: цены на отечественные автомобили значительно выросли (более чем на 10%) при том, что их качество по-прежнему далеко от иномарок. "Потребители не должны оплачивать из своего кармана проблемы автозаводов", - говорит Богданов.

"Отмена пошлин приведет к потере 100-120 тысяч рабочих мест" Из отечественных автопроизводителей идею Грефа поддержали только в "Северсталь-Авто". На принадлежащем этой компании УАЗе в нынешнем году планируется организовать сборку внедорожника Rexton по соглашению с корейской SsangYong Motor. Именно этим эксперты объясняют лоббистские усилия "Северсталь-Авто" по снижению импортных пошлин.

Остальные заводы выступили против готовящегося постановления. По словам президента Объединения автопроизводителей России (ОАР) Евгения Левичева, последствия снижения пошлин будут катастрофичными для автозаводов. "Отмена пошлин приведет к потере 100-120 тысяч рабочих мест в течение 3-5 лет и суммы, равной 1% ВВП, - утверждает Левичев. - А развитие отечественного автопрома, включая выпуск комплектующих, наоборот, принесло бы 1-1,5 млрд. долларов".

Представители отечественных автозаводов уверены, что проект Минэкономразвития не достигнет главной из поставленных целей - создания в России производств с иностранным участием. "Какой смысл иностранцам разворачивать у нас производство комплектующих, если проще ввести их по импорту, - заявил ГАЗЕТЕ заместитель гендиректора Национальной ассоциации производителей автомобильных компонентов (НАПАК) Михаил Блохин. - Все ведущие автомобильные державы начинали с высоких пошлин, и именно это обстоятельство вынуждало иностранцев строить заводы внутри этих стран".

В прежнем виде

В конце февраля вопрос о пошлинах рассматривался на заседании правительства. Премьер-министр Михаил Фрадков отказался подписывать проект постановления, предложенный Германом Грефом, и поручил ему до 10 марта провести консультации с представителями автозаводов для согласования позиций. Министр спорить не стал, но от личного общения с промышленниками уклонился. По его поручению 2 марта встречу провел директор департамента госрегулирования Алексей Каульбарс. Как заявил ГАЗЕТЕ присутствовавший на совещании руководитель технического комитета ОАР Игорь Коровкин, новых предложений выработано не было. Как стало известно ГАЗЕТЕ, сегодня проект постановления о снижении пошлин в прежнем виде отправится в правительство.

"Если пошлины снизят, иностранцы повезут сюда готовые узлы и 80-90% прибыли будет уходить за рубеж, - говорит Коровкин. - У нас есть еще как минимум 7 лет до полноценного членства в ВТО, и этого времени было бы вполне достаточно для развития производства автомобильных компонентов внутри России, сохраняя пошлины".

Существует и другая опасность при отмене пошлин на автокомпоненты - рост производства в Китае. В прошлом году Поднебесная практически догнала Россию по объемам производства автомобилей - свыше миллиона штук. В стране имеется переизбыток комплектующих. Это автомобильные коврики, электроника, небольшая штамповка, изделия из металла и прочее. Если пошлины на их ввоз будут отменены, небольшие российские производители не смогут конкурировать с дешевой китайской рабочей силой. По словам генерального менеджера по маркетингу компании "Рольф" Валерия Тараканова, "производители, которые будут пытаться соревноваться с китайцами ценой, а не качеством, обречены на провал".

Газета 10.03.05