11.04.06

Греф зовет иностранцев с отвертками

Министр торопит зарубежных автомобилестроителей с открытием в России сборочных производств

Вчера глава МЭРТа Герман Греф еще раз напомнил иностранным автомобилестроителям, что время для принятия решения о создании на территории России производств на условиях так называемого соглашения о промышленной сборке машин лимитировано. Соглашения не будут заключаться после присоединения России к ВТО, заявил министр. По его словам, существует договоренность о том, что после окончания всех переговоров по вступлению России в ВТО Москва не вправе будет вступать в новые переговоры по промышленной сборке, ну а после присоединения к ВТО заключать новые соглашения. Это в прямом смысле слова джентльменские договоренности. Окончательно формула не согласована, но есть устные договоренности , пояснил Греф.

Он также посчитал необходимым напомнить, что в настоящее время переговоры о возможности создания производств по промышленной сборке иномарок ведутся примерно с десятью концернами. Однако не факт, что все они придут в Россию. Успеем ли заключить соглашения, во многом зависит от позиций компаний , философски заметил Греф. Наиболее близок к заветной цели Фольксваген . Как сообщил замглавы МЭРТа Кирилл Андросов, соответствующее соглашение с этой компанией может быть подписано уже в конце апреля.

Пока что иностранные автомобильные концерны не торопятся выстраиваться в очередь за льготами и преференциями, которыми их соблазняет российское правительство. Как выясняется, далеко не всех устраивают предложенные правила игры. Аналитик ИК ФИНАМ Наталья Кочешкова, отвечая на вопрос НГ , отметила, что в России на принципах промышленной сборки автомобилей работают и строятся примерно десяток производств. Эти заводы выпускают относительно небольшой объем автомашин 155 тысяч в прошлом году. По экспертным оценкам, сообщила аналитик, ежегодно производство иномарок, собранных в нашей стране, будет возрастать на 25 30% и к 2010 году достигнет 700 тыс. автомобилей в год. Кроме Фольксвагена вопрос об организации производства в России серьезно рассматривают Ниссан и DaimlerChrysler.

Другие компании не спешат, так как не всем это выгодно , констатировала Наталья Кочешкова. По ее словам, Тойота долго откладывала принятие окончательного решения о строительстве своего завода под Санкт-Петербургом. При этом японцы ссылались на неудовлетворительное качество комплектующих, которые могли им предложить российские производители в рамках программы локализации производства. Кроме того, если объем продаж компании средний, как у Mitsubishi, то автомобили выгоднее импортировать. Другим моментом является сильная зависимость сборочных предприятий от партнеров из-за рубежа, из-за чего, например, в прошлом году были сорваны планы по сборке иномарок на Иж-Авто. Кроме того, иностранцы могут усмотреть для себя дополнительные риски в ожидаемом вступлении России в ВТО, которое может сопровождаться отменой ряда льгот.

Еще более категоричен в выводах был аналитик ФК УРАЛСИБ Вячеслав Смольянинов. По его убеждению, режим промышленной сборки иномарок в России пока еще не заработал в полную силу. Пока здесь больше разговоров, чем реальных дел, отметил он. Ситуация если и изменится, то не ранее 2007 2008 годов, когда Тойота и другие иностранные автомобильные концерны построят у нас свои предприятия. На этом фоне Вячеслав Смольянинов считает вполне закономерным явлением продолжающийся рост импорта автомобилей.

По опубликованным на днях данным Федеральной таможенной службы, в январе феврале 2006 года в Россию было импортировано 103,5 тыс. легковых автомобилей, что на 26% больше, чем за аналогичный период прошлого года (82,1 тыс.). Из них 90,8 тыс. автомобилей были ввезены из стран дальнего зарубежья. Растет не только количество ввезенных иномарок, но и их качество. В денежном эквиваленте объем импорта легковых автомобилей за два первых месяца вырос на 42,2% до 1,178 млрд. долл.

Иностранные автопроизводители выпускают в России на условиях промышленной сборки достаточно ограниченный модельный ряд машин. Ценовой сегмент иномарок российской сборки находится в границах 10 20 тыс. долл., отмечает Наталья Кочешкова. Скромный выбор не удовлетворяет покупателей, имеющих более высокий уровень доходов, и они, вполне естественно, обращают свои взоры за границу. Можно предположить, что какое-то время так будет и дальше. Ведь соглашения о промышленной сборке на начальном этапе ориентированы главным образом на выпуск бюджетных автомобилей.

Независимая газета 11.04.06