03.08.09

Группа компаний AsstrA: 3PL. Преимущества и особенности развития.

Оказывается, логистика – это не только усердный труд по перемещению груза из одной точки в другую, как многие себе представляют. Неразвитость рынка и определенные ограничения в знаниях у менеджмента отечественных предприятий приводит к очень узкому пониманию функций логистической деятельности. Слово "логистика" пришло в русский язык еще в начале XIX века, но закрепилось и стало активно применяться относительно недавно – после распада СССР, вместе со словом "маркетинг" и многими другими, обозначающими современные концепции ведения бизнеса на Западе. И как часто происходит, под модными новыми словами стали называть старые процессы – снабжение, сбыт, работу транспортного цеха, не вдаваясь в глубину и смысл аутентичных понятий. Скоро сказка сказывается, но не скоро логистические службы создаются по западным стандартам. Почему же эти службы, являясь одной из основных составляющих эффективной работы компаний, оставляют желать лучшего? И что такое логистика в полноценном понимании слова?

Для начала обратимся к одному из определений: "Логистика – стратегическое управление снабжением, перевозками, хранением и дистрибуцией, включая управление материальными, финансовыми и информационными потоками". Ключевое слово в определении – "стратегическое", что означает не решение оперативных вопросов (хотя без них тоже никуда), но системную оптимизацию издержек, рационализацию процессов закупки, производства, сбыта и сопутствующего сервиса. Логистика подразделяется на: закупочную; сбытовую; транспортную; складскую; информационную; логистику запасов.

Как видим, перемещение груза из точки A в точку B – это, конечно, тоже часть логистики, но лишь одна из многих, относящаяся к транспортной логистике.

В принципе, компании могут развивать собственные логистические подразделения, наращивая свои компетенции ценой достаточно больших усилий. Но на Западе в последнее время активно развивается подход 3PL (от англ. "third-party logistics") – подход, при котором полный комплекс логистических услуг от доставки и адресного хранения до управления заказами и отслеживания движения товаров передается на сторону транспортно-логистической организации. В функции такого 3PL-провайдера входит организация и управление перевозками, учет и управление запасами, подготовка импортно-экспортной и фрахтовой документации, складское хранение, обработка груза, доставка конечному потребителю.

Почему прагматичные бизнесмены с Запада отдают на аутсорсинг то, что сами умеют делать неплохо (по крайней мере, не хуже многих наших отечественных предприятий)? Потому что умеют считать деньги и вместо того, чтобы распыляться на расширение своих знаний и умений в нефокусной деятельности, концентрируются на своих продуктах, отдавая ту же логистику на откуп профессионалам. Плюсы этого подхода не только в улучшении качества обслуживания всех логистических процессов за счет узкой специализации 3PL-провайдера, но и в сокращении издержек за счет эффекта масштаба! Ведь подобные логистические решения могут применяться сразу для нескольких предприятий. Нередко компании сталкиваются с задачами, лежащими на стыке аналитического маркетинга и логистики и, не побоимся этих слов, требующими научного подхода к своему решению. В качестве примеров приведем лишь несколько таких задач:

прогнозирование спроса и на его основе планирование производства и закупок; оптимизация складских запасов с учетом ограничений на спрос продукции и возможности производства; оптимальное размещение новых производственных мощностей, складов и сбытовых центров распределения. Почему 3PL не прижился пока на рынках постосветского пространства? Вот лишь несколько из часто озвучиваемых причин:

недостаточная управленческая культура: отечественные предприятия исторически привыкли полагаться исключительно на себя – худо-бедно вырастили собственных специалистов, сформировали автопарки, построили или арендовали склады; уровень большинства российских операторов низок, за исключением нескольких ведущих игроков российского рынка, поэтому крупные иностранные компании пользуются услугами зарубежных логистических провайдеров; "серые схемы" работы многих отечественных предприятий; недостатки стратегического менеджмента, проявляющиеся в неумении правильно считать издержки: даже когда логисты предприятия честно пытаются оптимизировать стоимость по каждой отдельной услуге, деньги начинают теряться на стыках этапов; при этом также страдает обеспечение сроков, бесперебойность, качество, надежность, сохранность и ответственность по возникающим рискам.

Сегодня особенно остро стоит вопрос в оптимизации бизнес-процессов, достижении максимальной эффективности во всех сферах. На наш взгляд, подход 3PL оптимально подходит для этих задач.

Advis.ru ; 03.08.09