04.03.25

​Грузооборот морских перевозок порта Архангельск за год вырос на 30%

/ТАСС/. Грузооборот морских перевозок в порту Архангельск вырос на 30% в 2024 году по сравнению с показателями 2023 года. Об этом сообщила заместитель министра - начальник управления реализации арктических проектов Министерства экономического развития и промышленности Архангельской области Виктория Пестова на международной научно-практической конференции студентов и молодых ученых "Арктика и Север в контексте развития международных процессов".

"У нас позитивно изменилась номенклатура грузов. И выросли именно морские перевозки. У нас есть еще и речные перевозки, они тоже достаточно объемные, но именно сейчас морские перевозки превалируют над речными. За счет роста экспортно-импортных перевозок у нас за последние пять лет экспорта-импорта практически не было. Сейчас экспорт-импорт уже перевалил за миллион тонн, эти перевозки дали существенный толчок по наращиванию грузопотока, изменения номенклатуры грузов", - сказала Пестова.

Морской порт Архангельск является одной из основных отправных точек для китайской контейнерной линии NewNew Shipping Line, морские перевозки из Архангельска являются частью проекта "Арктический экспресс Nє 1". В 2023 году выполнен был выполнен один экспортный рейс, погружено 380 контейнеров, в 2024 году состоялось десять экспортно-импортных рейсов (пять экспортных и пять импортных), перегружено 13,5 тыс. 20-футовых контейнеров. В Китай грузоотправители отправляли продукцию лесопромышленного комплекса, из КНР в Архангельске принимали автомобили и различное оборудование.

На 2025 год планируется увеличить, возможно, удвоить число таких рейсов. "Арктический экспресс № 1", ставим амбиционную задачу об увеличении количества рейсов. Второе - это, конечно, привлечение новых грузов, может быть, взаимодействие с новыми странами. Например, Малайзия, есть заинтересованность очень большая, у Индии тоже есть интерес к Севморпути. Надо наращивать международное сотрудничество, продвигать наш порт на всех возможных площадках, чтобы другие страны знали, что есть Архангельск, у которого есть свои преимущества, и можно отправлять через наш порт практически любые грузы на любое направление и по СМП, что на восток, что на запад", - отметила собеседница агентства.

Малайзия и Индия заинтересованы в поставках продукции ЛПК, из этих стран можно везти, например, технологическое оборудование, продукцию химической промышленности.

Поставки удобрений и каботажные перевозки

Морской порт Архангельск стал альтернативным портом по отправке на экспорт минеральных удобрений. Традиционно этот груз переправлялся через порты стран Балтии. Из Санкт-Петербурга удобрения можно отправлять насыпным способом, через Архангельск отправка идет в биг-бэгах - специальных мягких контейнерах. С апреля 2024 года из Архангельска отгружено более 500 тысяч тонн удобрений в страны Африки, Азии и Латинской Америки. Объем перевалки оценивается в 1 млн тонн в год. "Например, минеральное удобрение от нас уходит в Бразилию, Чили, Кот-д'Ивуар, Доминиканскую республику, Гану, Индию, Мавританию, Мексику, Мозамбик, Нигерию, Перу, Сенегал, Танзанию, - привела пример Пестова. - То есть наш порт играет очень существенную роль в обеспечении продовольственной безопасности других стран".

За год примерно на 5% вырос объем каботажных перевозок. Через Архангельск, в частности, идут поставщики грузов для территорий северного завоза, в том числе Дальнего Востока и Чукотки. "Думаю, что он будет увеличиваться с учетом того, что те проекты, которые немножко вправо сдвигались сейчас, набирают мощность. Соответственно, я думаю, что мы по каботажным перевозкам вернемся к досанкционному периоду", - добавила собеседница агентства.

Развитие порта

В целом порт Архангельск за последние годы переваливает 5 - 6 млн тонн грузов, при этом его мощности позволяют отправлять и принимать до 11 млн тонн.

В настоящее время продолжается работа над проектом строительства глубоководного района порта, он разместится примерно в 70 км от Архангельска. Это будет новая транспортная инфраструктура с другими глубинами, что позволит принимать суда дедвейтом до 75 тыс. тонн и вместимостью 5 тыс. контейнеров.

Для развития порта понадобится дополнительная инфраструктура, в частности, строительство автомобильных трасс и железной дороги к новому району. Кроме того, если существующая железная дорога позволяет справляться с нынешним объемом грузов порта, то при увеличении грузооборота ее возможностей не будет хватать.