06.04.05

Грузоперевозчики потребовали отменить таможенные преграды внутри страны

Российские перевозчики намерены добиться либерализации отечественного таможенного законодательства. Их основные требования сводятся к обеспечению свободного перемещения перевозчиков внутри страны и снятию с них ответственности за перевоз грузов. Всего же они предлагают внести изменения в 10 статей Таможенного кодекса (ТК).

Предложения различных ассоциаций, представляющих интересы перевозчиков, были рассмотрены вчера на заседании экспертного совета Госдумы. Присутствующие на нем чиновники из Федеральной таможенной службы (ФТС) сразу же "обнадежили" перевозчиков, сказав, что ТК - полнокровный закон и в изменениях практически не нуждается. Однако перевозчики придерживаются другого мнения. По их словам, некоторые положения законодательства создают массу неудобств в работе. С довольно смелым требованием выступил Союз российских судовладельцев (СОРОСС). Представители этой организации считают необходимым отменить предъявление коносамента - документа о приемке груза, перевозимого морским путем. "В этой части ТК вступает в противоречие с международной конвенцией. При отгрузке груза на Западе коносамент предъявлять не надо",- завил директор СОРОССа Михаил Щукин. Но начальник правового управления ФТС Галина Баландина возразила ему: по ее словам, международное право предусматривает наличие у перевозчика коносамента.

Морские и автомобильные перевозчики потребовали от законодателей право получать разрешения на внутренний таможенный транзит без представления сведений о стоимости и кодах товаров. По их логике, достаточно того контроля, который перевозчик проходит при въезде в страну. Если же товар досматривается еще и в ее пределах, то процедура таможенного оформления сильно усложняется. "Приведу пример: в зоне деятельности одной морской таможни находится несколько таможенных постов. Расстояние от одного до другого может составлять 3 км. Это расстояние судно проходит за 30-40 минут, разгружается за один-два часа, а оформление товаров может занять двое суток",- посетовал начальник отдела таможенного обеспечения Дальневосточного морского пароходства (ДВМП) Николай Колесников. По его словам, эта норма ТК экономически невыгодна и для участников ВЭД, и для российской торговли в целом.

Представителя ДВМП поддержал вице-президент Ассоциации международных автоперевозчиков (АСМАП) Алексей Васильков. "У таможенных органов есть возможность сверить информацию о грузе при пересечении перевозчиком границы. Внутри страны он может представлять сведения лишь в случае необходимости",- отметил Васильков.

Кажется, чиновники из ФТС прислушались к морским перевозчикам. "Проблемы перевозок морским путем заслуживают внимания, и мы изучим предложения ДМВП,- пообещала Галина Баландина.- Что касается автомобильных перевозчиков, то ФТС пока не готова отказаться от требования информации о стоимости товаров: в их адрес слишком много судебных исков, связанных с уклонением от уплаты таможенных платежей в полном объеме, а мы стремимся исключить подмену товаров в пути".

Воодушевленные поддержкой ФТС, "водные" перевозчики выступили с инициативой, предусматривающей смягчение наказания за утрату товаров. В действующем законодательстве перевозчики и экспедиторы не несут ответственности за уплату таможенных пошлин только в том случае, если товары уничтожены или безвозвратно утеряны вследствие аварии, форс-мажорных обстоятельств. Ассоциация речных портов и судовладельцев хочет, чтобы перевозчики оставались безнаказанными при любой утере товаров, независимо от ситуации, при которой она произошла. Однако к этому предложению чиновники отнеслись холоднее. "ФТС должна быть уверена, что груз действительно уничтожен и не попал во внутренний товарооборот",- отрезала Галина Баландина. Еще одно предложение АСМАП, которое пока осталось без ответа,- это строгая регламентация времени, в течение которого таможенники должны приступить к осуществлению сопровождения грузов. Перевозчики предложили подкорректировать статью 87 ТК, которая дает право таможенным органам сопровождать транспортные средства внутри страны. По их мнению, необходимо уточнить, что такое сопровождение должно быть организовано в течение 24 часов с момента принятие решения, но не позднее трех дней со дня принятия транзитной декларации.

Деловая газета "Бизнес"
05.04.2005