08.07.09

Грузов становится больше

Июньские итоги работы железных дорог, которые мы публикуем на 4-й странице, свидетельствуют: в ситуации наметился некоторый перелом в основном за счёт увеличения экспорта угля. Рост по ряду остальных грузов носит пока лишь локальный характер.

Поставки угля на Дальний Восток растут, есть предпосылки для увеличения погрузки металлов, удобрений и других высокодоходных грузов. Об этом сообщила вчера на оперативном совещании в ОАО «РЖД» генеральный директор дирекции сбыта компании Елена Кунаева. В частности, погрузка угля увеличилась на 2,5%, на 0,5% больше стали предъявлять к перевозке железную руду.

Самый заметный рост в июне произошёл на Кузбасском отделении Западно-Сибирской дороги за счёт погрузки угля. По данным ЗСЖД, она увеличилась на 21,4% по отношению к уровню июня предыдущего года и составила 15,7 млн тонн. В целом в прошлом месяце кузбасские железнодорожники отправили потребителям 18,2 млн тонн грузов, что превышает прошлогодние объёмы на 12,4%.

В «Кузбассразрезугле», основном отправителе в этом регионе, рост погрузки объясняют в первую очередь увеличившимся объёмом экспорта угля. Это стало возможным благодаря тому, что в странах АТР появились рынки сбыта.

С этим согласен аналитик «Росинформ-угля» Сергей Елисеев.

- Кузбасс вообще всегда был центром угольного экспорта: больше 80% добываемого там угля уходит за рубеж, - говорит эксперт. - Он отправляется по всем направлениям: на востоке - Япония, Тайвань, Северная и Южная Кореи, Индия, на юге - Турция, Италия, на западе - Англия, Скандинавия, Польша.

Начальник управления перевозок и грузовых работ «Кузбассразрезугля» Андрей Сдвижков обращает внимание ещё на один фактор, способствовавший росту погрузки угля: отправители, которым удалось найти рынки сбыта за рубежом, не испытывают дефицита подвижного состава, поскольку на сети дорог сейчас немало высвободившегося подвижного состава.

Летом прошлого года на сети железных дорог наблюдался дефицит полувагонов, из-за чего экспортёры были вынуждены ограничивать объёмы погрузки угля.

ЗСЖД с угольным грузопотоком - не единственный пример положительной динамики на железных дорогах.

По словам начальника отдела коммерческой диспетчеризации Центра фирменного транспортного обслуживания Октябрьской дороги Михаила Костенича, по сравнению с июнем 2008 года выросла погрузка промышленного сырья, руды цветных металлов, сланца и железной руды.

Увеличение погрузки железной руды Михаил Костенич объясняет дополнительными поставками на Украину.

- Раньше эстонцы по экологическим соображениям отказывались принимать у нас сланец. Но в июне мы договорились, и сырьё к ним пошло. Этим объясняется рост погрузки сланца, - говорит он. - Кроме того, после визита Владимира Путина заработал Пикалёвский глинозёмный завод, отсюда мы получили рост погрузки цветной руды и промышленного сырья.

Некоторый оптимизм испытывают и красноярские железнодорожники.

Как рассказал вчера на встрече с губернатором края Александром Хлопониным начальник Красноярской железной дороги Владимир Рейнгардт, после 28-процентного падения в первом квартале, во втором квартале отставание от результатов прошлого года сократилось до 21%.

Увеличение объёмов перевозок за этот период было достигнуто по двум позициям: нефти и нефтепродуктам и цветным металлам.

Выросли и объёмы перевозок и строительных грузов.

- Впервые с начала года на Ульяновском отделении КбшЖД ежемесячная погрузка превысила показатели аналогичного периода прошлого года, - рассказала «Гудку» начальник отдела маркетинга Дорожного центра фирменного транспортного обслуживания Вера Люкшина. В июне там было отправлено свыше 240 тыс. тонн строительных грузов, что на ш,з% выше июня прошлого года.

- Увеличение объёма перевозок цемента на 40,9% связано с более гибкой ценовой политикой холдинга ОАО «Ульяновск-цемент» и созданием благоприятных условий для потребителей, - говорит Вера Люкшина. В частности, в прошлом году стоимость одной тонны цемента в регионе составляла 5,4 тыс. руб., в этом году - 2,6 тыс. руб.

На 44,3% больше стали возить промышленного сырья, что объясняется вводом в эксплуатацию Лукьяновского горно-обогатительного комбината и Ташлинского ГОКа. На Северо-Кавказской уже в июле увеличил отгрузку минеральных удобрений «Невинномысский азот», перевозки выросли на 11%. На 13% там перевезли больше цемента, на 5% - продовольствия.

По мнению и.о. заведующей лабораторией научного направления «Реальный сектор» Института экономики переходного периода Надежды Золовик, такой рост пока не позволяет говорить о тенденции к улучшению ситуации в экономике в целом.

- Это лишь единичные случаи, которые в большинстве своём объяснимы мировой конъюнктурой, - сказала эксперт.

По её словам, сигналом роста экономики может стать увеличение перевозок по более широкой номенклатуре товаров.

Специалист по внешнеэкономическим связям Экономической экспертной группы Дмитрий Соболев называет ситуацию «отскоком» после серьёзного и относительно продолжительного падения.

- Спад по некоторым категориям товаров был почти на две трети, поэтому сейчас идёт некоторое восстановление, но делать выводы относительно стабилизации экономики я бы не стал, - сказал эксперт.

Долгосрочные прогнозы пока не берётся делать никто.

Вместе с тем, по словам Елены Кунаевой, руководителя дирекции сбыта ОАО «РЖД», серьёзное беспокойство пока вызывает снижение уровня предъявления к перевозке наливных грузов. Отставание от плановых показателей составляет 5,5%. Но, как рассказала она, проведены переговоры с рядом нефтяных компаний, и после 12 июля обстановка с перевозками будет нормализована.

По словам источника «Гудка», в компании «Балтранссервис» снижение объёмов перевозки наливных грузов может объясняться рядом причин.

- С 1 июля увеличились таможенные пошлины, начались остановки заводов на плановые ремонты, часть грузов сезонно перешла на реку, - сказал представитель операторской компании.

По словам Елены Кунаевой, дирекция договорилась с департаментом перевозок о возможности увеличения продвижения вагонопотоков по наиболее востребованным сейчас направлениям, в частности дальневосточному.

Кроме того, при возникновении локальных проблем на участках дорог с продвижением грузопотоков будет возможность пропускать поезда с высокодоходными грузами в приоритетном порядке.

«Гудок», 08.07.2009