29.06.07

Грузовая компания готова к конкуренции

Совет директоров ОАО «РЖД» вчера утвердил бизнес-план и пакет учредительных документов ОАО «Первая грузовая компания» (ПГК), а также состав ее руководства.

Компанию сформируют в форме 100-процентного дочернего общества ОАО «РЖД», одна акция которого будет принадлежать АНО «Желдорреформа».

Материалы, бизнес-план и учредительные документы ОАО «Первая грузовая компания» были подготовлены в соответствии с утвержденной концепцией развития рынка железнодорожных услуг до 2010 года, предусматривающей распределение вагонного парка РЖД между двумя «дочками».

Создание двух грузовых компаний РЖД предусматривается целевой моделью рынка железнодорожных услуг на период до 2010 года, утвержденной несколько месяцев назад Минтрансом.

По словам старшего вице-президента ОАО «РЖД» Федора Андреева, Первая грузовая компания будет владеть 21% всего грузового вагонного парка в стране. В период действия ПГК 41% вагонов останется в собственности ОАО «РЖД», 36% – в собственности частных операторов.

Федор Андреев оценивает возможное влияние новой компании на рост грузовых тарифов как незначительное – не более 0,3%.

Как сообщал ранее «Гудок», бизнес-план ОАО «Первая грузовая компания» был изменен. Прежде ОАО «РЖД» планировало создание единой грузовой компании и передачу ей 531 тыс. вагонов, теперь согласно бизнес-плану – 200 тыс. вагонов. Сейчас капитализация ОАО «Первая грузовая компания» оценивается в $3,5 – 4 млрд. В 2006 году Morgan Stanley оценивал ее в $6,5 – 6,8 млрд.

Согласно модели, Первую грузовую компанию – оператора подвижного состава предполагается создать в 2007 – 2008 годах в качестве дочернего общества «РЖД».

Вице-президент ОАО «РЖД» Салман Бабаев, назначенный вчера генеральным директором ОАО «Первая грузовая компания», сообщил, что в парк ПГК войдут цистерны, цементовозы, минераловозы, хоппер-дозаторы и полувагоны.

Таким образом, она получает подвижной состав, который работает в самых конкурентных сегментах перевозок. Часть вагонов, вносимых в уставный капитал, в течение переходного периода останется в пользовании РЖД.

По словам президента ОАО «РЖД» Владимира Якунина, у специализированных перевозок выше доходность и известный всем круг клиентов.

На первом этапе (2007 год – по бизнес-плану) грузовая компания сможет оперировать 20% подвижного состава. В 2008 году – 67%. В 2009 году – 100%.

В 2009 году компания станет полноценным оператором.

До 2012 года Первая грузовая компания инвестирует в покупку подвижного состава около 105 млрд руб.

Бизнес-планом предусмотрено, что уже в 2008 году ее выручка превысит 35 млрд руб.

В состав совета директоров грузовой «дочки» вошли три независимых руководителя.

Это председатель совета директоров транспортно-логистической компании «ТрансГрупп АС» Максим Ликсутов, председатель совета директоров инвестиционной группы ЕСH Григорий Березкин и предприниматель Андрей Крапивин (советник главы ОАО «РЖД»).

Президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин отметил, что участие независимых менеджеров в работе совета директоров ПГК увеличивает прозрачность компании, делает ее привлекательнее для инвесторов и финансовых организаций.

Руководитель отдела исследований железнодорожного транспорта Института проблем естественных монополий Владимир Савчук полагает, что присутствие в совете директоров независимых членов повышает инвестиционные и кредитные рейтинги компаний при размещении пакетов акций на биржах.

Это важно при дальнейшем проведении IPO грузовой компании.

IPO ОАО «Первая грузовая компания» возможно через два года после начала ее функционирования. Таким образом, публичное размещение 49% акций произойдет не ранее 2009 года.

«Гудок» 29.06.2007