31.01.07

Грузовики проехали мимо закона

Закон «Об особой экономической зоне (ОЭЗ) в Калининградской области и внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ» (ФЗ16) лишил работы половину российских международных автоперевозчиков, поставив их на грань банкротства. Скорого выхода из кризиса ожидать не приходится, поскольку потребуются новые нормативные акты. А они в России быстро не принимаются.

Потерянный авторай

О том, как Калининградская область превратилась в оазис для международных перевозчиков, рассказал президент АСМАП Юрий Сухин. Все началось с того, что в 1994 году по настоянию Министерства автомобильной промышленности России с целью защиты интересов отечественных производителей была введена запретительная пошлина (25% стоимости) на импортируемые тяжелые грузовики. При этом перевозчик, который покупал иностранную технику, обязан был заплатить еще 20% НДС и 20% при регистрации в ГАИ. Таким образом, суммарно пошлины превышали 60% стоимости покупаемого транспортного средства. Однако, несмотря на протекционистские меры, российские автопроизводители с тех пор так и не «предъявили» перевозчикам конкурентоспособные отечественные модели.

В 1996 году, когда в Калининградской области появилась свободная экономическая зона, там были отменены ввозные пошлины на импорт подержанных машин. В результате количество компаний, занимающихся международными автоперевозками, в регионе увеличивалось в геометрической прогрессии. Общий парк автомобилей международных перевозчиков в настоящее время составляет примерно 25 тыс. единиц. Из них в Калининградской области зарегистрировано около 10 тыс. машин. Сектор международных перевозок обеспечивал Калининградской области, которая была дотационным регионом, около 60 тыс. рабочих мест и перечислял в региональный бюджет порядка $60 – 80 млн ежегодно.

Это продолжалось до 1 апреля 2006 года, когда вступил в силу ФЗ16, корректирующий положения предыдущего закона об ОЭЗ. В соответствии с ним автомобили, помещенные под режим ОЭЗ, не могут совершать перевозки из европейских стран в Россию (за исключением Калининградской области).

Еще до вступления в силу нового закона международные перевозчики обращались в Федеральную таможенную службу за разъяснениями. По словам Юрия Сухина, таможня пошла перевозчикам навстречу. В результате в документах калининградских транспортников появилась запись о том, что им разрешены международные перевозки. Параллельно АСМАП пыталась остановить принятие закона, подготовленного Министерством экономического развития, проводя работу с депутатами Госдумы. Однако, несмотря на эти усилия, документ все же был принят и вступил в силу с 1 апреля 2006 года.

Как рассказал вице-президент АСМАП Алексей Васильков, в МЭРТ перевозчикам заявили, что принято концептуальное решение. А в макроэкономике транспортники, мол, ничего не понимают. В министерстве посчитали, что пора прикрыть «озоновую дыру», через которую в Россию беспошлинно ввозятся подержанные автомобили. «Ловушка заключается в том, что власти сначала разрешили массово ввезти подержанные автомобили в Калининградскую область. Но потом приняли закон, по которому надо заплатить 2,2 евро за куб. см двигателя, чтобы выпустить эти автомобили в свободное обращение», – сообщил Алексей Васильков. По его словам, чтобы оформить автомобиль стоимостью $15 тыс. за пределами ОЭЗ, надо заплатить $41 тыс. В этом случае машину проще выбросить.

Перевозчики пребывали в полнейшей уверенности, что предыдущая редакция закона «Об особой экономической зоне», разрешавшая им работу на международных маршрутах, обратной силы не имеет. И новый закон распространяется только на те машины, которые были ввезены в область после 1 апреля. Но таможенники начали аресты автомобилей (см. «Гудок» от 26 января с. г.).

Достучаться до президента

Сейчас международные перевозки в Калининградской области полностью остановлены, транспортные компании несут огромные убытки. Как заявил Алексей Васильков, только от простоя арестованных транспортных средств перевозчики потеряли $2,8 млн. Убытки от простоя остальных машин, которые стоят в гаражах, еще никто не подсчитывал. Но и без того ясно, что они огромны. Предприниматели вынуждены платить зарплату неработающим водителям, не получают прибыли, подпадают под штрафные санкции за сорванные контракты. Общая сумма штрафов, которая грозит владельцам арестованных фур, составляет порядка $12 млн.

Президент группы компаний «Д-Транс» Валерий Демчук рассказал, что в 1996 году его фирмы приобрели по лизингу 100 грузовиков и 10 лет успешно работали. С проектом ФЗ16 Валерий Демчук ознакомился еще два года назад. Но получил и от ФТС, и от МЭРТ гарантии – новый закон калининградских перевозчиков не коснется. Однако машины «Д-Транса» были арестованы на границе так же, как и транспорт других перевозчиков. Таможенники не сделали исключения ни для скоропортящихся товаров, ни для машин с комплектующими для автомобильного конвейера. По словам Валерия Демчука, перевозчики ответили на репрессивные меры государства тем, что стали вывозить подвижной состав в Прибалтику и работать там. Многие продают свои грузовики на запчасти. Предприниматель выразил искреннее недоумение, почему его родное государство в один момент сделало его и еще 60 тыс. честно работавших людей преступниками и лишило их права на труд.

Юрий Баранов, руководитель компании «Новая линия», рассказал, что три месяца назад его предприятие Международным транспортным союзом было признано лучшим в СНГ. Но затем в России на него было заведено восемь административных и два уголовных дела. «Встречаешься с министрами, заместителями министров, выходишь из их больших кабинетов и понимаешь, что тебя обвели вокруг пальца», – посетовал предприниматель. «Надо достучаться до президента. Кто-то же должен в нашей стране что-то решать!» – добавил он.

Что делать?

Заместитель директора департамента государственной политики в области дорожного хозяйства, автомобильного и городского пассажирского транспорта, геодезии и картографии Минтранса Александр Шерстнев сообщил, что из сложившейся ситуации нет другого выхода, кроме принятия нового федерального закона. Только он разрешит международным перевозчикам заниматься их прежней деятельностью. Минтранс решил инициировать принятие такого закона через Государственную думу. В этом случае процедура займет меньше времени, чем если бы закон готовился в недрах министерства.

На вопрос «Гудка», нельзя ли до выхода закона выпустить специальное распоряжение Федеральной таможенной службы о прекращении задержаний, начальник отдела правового управления ФТС Елена Лазарева заявила: «Мы не можем издавать нормативные документы, противоречащие федеральному законодательству». По ее словам, официальная позиция ФТС заключается в следующем: действие ФЗ16 распространяется на все грузовики, зарегистрированные в ОЭЗ. В том числе на те, которые были завезены туда до 1 апреля 2006 года.

Один из перевозчиков, пожелавший остаться неизвестным из опасения, что возникнут проблемы с таможенными органами, признался, что представители ФТС на местах очень долго не хотели арестовывать автомобили. «Но на них шло мощное давление руководства», – сообщил источник. Кроме того, в споре перевозчиков и ФТС есть терминологический казус. ФЗ16 распространяется на автомобили как товар, ввезенный на территорию ОЭЗ. Перевозчики же доказывают, что автомобили – это не товар, а транспортное средство. Примечательно, что таможенники при оформлении протокола о задержании пишут: «арестовано транспортное средство». Это может сыграть на руку перевозчикам в суде.

Источник «Гудка» сказал, впрочем, что, даже если отечественная промышленность и предоставит международным перевозчикам качественные автомобили, пользоваться спросом они не будут. «Их попросту негде ремонтировать в Европе», – сказал он.

Калининградские перевозчики и Министерство транспорта едины во мнении, что у ФЗ16 будут глобальные последствия. Отечественные предприниматели уступят рынок конкурентам из Белоруссии, Литвы и Польши, которые имеют льготные возможности для приобретения подвижного состава. Калининградские перевозчики тем временем готовятся переходить к акциям протеста.

Валерий Алексеев, генеральный директор компаний «Аллад» и «Евротранссервис»:

– Инициатором разработки ФЗ16 стал губернатор Калининградской области Георгий Боос. Он заявил, что Калининградской области для выполнения перевозок необходимо только 2,5 тыс. автомобилей. Остальные 7,5 тыс. используются для перевозок вне региона, и поэтому льготы им не положены. При этом губернатор не учел, что все автомобили, которые зарегистрированы в Калининградской области, платят налоги в бюджет региона. Перевозчики предлагали с помощью подзаконных актов сделать переходный период, в течение которого автомобили могли бы быть оформлены за пределами особой экономической зоны. Мы говорили о том, что надо вернуть прежнюю пошлину в размере 15% от стоимости транспортного средства и растаможивать машины по остаточной стоимости. Потому что никто из перевозчиков не может себе позволить платить пошлину за подержанный автомобиль в размере 2,2 евро за куб. см двигателя. В результате появилось соответствующее постановление правительства, согласованное с рядом министерств. Этот документ был передан в правовое управление правительства, которое вынесло свой вердикт: нельзя выпускать закон, действующий только для Калининградской области, надо менять закон о таможенном тарифе. В результате вся эта работа застопорилась.

Когда ФЗ16 стал действовать, экс-глава Федеральной таможенной службы (ФТС) Александр Жерихов издал специальное распоряжение о том, что калининградские международные перевозчики могут осуществлять рейсы на основную часть России. Но как только Жерихова сняли с должности и на его место пришел Андрей Бельянинов, начались аресты машин. При этом нынешнее руководство ФТС отказывается признавать то, что такое распоряжение имеется.

Таможенники в настоящее время держат арестованный транспорт на стоянках, принадлежащих аккредитованной при ФТС коммерческой фирме «Ростэк». Стоимость стоянки – $1 за кв. м в сутки. Таких цен нет ни в Европе, ни в Москве, где стоянка стоит 20 центов за кв. м в сутки. Это приносит перевозчикам дополнительные убытки.

Владимир Подмогильный, генеральный директор «П.А.П. Транс»:

– Такой антигосударственной политики со стороны таможни мы не видели года четыре. Прежний закон «Об особой экономической зоне» хоть как-то позволял нам работать. Мы могли везти груз в Россию, при этом не имели права делать обратную загрузку и отправлять груз за рубеж. Сейчас чиновник нашел возможность зацепиться, что при разработке закона «О свободной экономической зоне» кто-то не дописал «международные перевозки», как было записано в прошлом законе. И это дало право сегодня измываться над огромным количеством людей. Причем убытки в настоящее время наносятся государству. Подписаны договоры на перевозки, которые сегодня срываются. Имидж наших предприятий теряется, грузы переходят к перевозчикам из Прибалтики. Если посмотреть на пограничном переходе на номера грузовых машин, то можно увидеть, что только каждая двадцатая машина – российская, остальные – польские или прибалтийские. Литовцы и поляки дополнительно приобретают 20 тыс. машин, чтобы возить наши грузы. Только наша таможенная служба могла додуматься, чтобы стоянка стоила в сутки 1,1 тыс. руб. За рубежом нет таких цен. У меня четыре машины отстояли два месяца, в конце концов таможенники их выдали и теперь требуют заплатить 6 млн руб. штрафа за то, что я в этот период времени незаконно работал.

С каким трудом пестовался каждый водитель для международных перевозок! В этой сфере работали только самые квалифицированные водители, которые знают все международные правила провоза грузов. Теперь они вынуждены уходить.

У таможни нет желания думать, какой вред она нанесет России, главное – зацепиться за запятую. Мы требуем, чтобы Федеральная таможенная служба дала команду не задерживать машины. Всегда дается переходный период на тот или иной документ, если он недоработан. Таможня его решила не применять. Чиновники не позаботились о доработке документа, но при этом опустили шлагбаум на границе.

«Гудок» 31.01.2007