16.05.11

Грузовой прикаспийский узел

В Астрахани прошло выездное заседание Морской коллегии при правительстве России, на котором рассматривался вопрос формирования в регионе транспортного узла, состоящего из аэропортовского хаба, морских и наземных коммуникаций. Предполагается, что это позволит нарастить транзитные грузопотоки в среднесрочной перспективе до 60 млн тонн.

На сегодняшний день грузооборот Астраханского узла, одного из главных звеньев международного транспортного коридора «Север-Юг», составляет 34 млн тонн в год. «В среднесрочной перспективе мы планируем увеличить его до 60 миллионов тонн, — утверждает губернатор Астраханской области Александр Жилкин, — в том числе 16 миллионов тонн — морским и речным транспортом, 25 миллионов тонн — по железной дороге, 15 миллионов тонн — автомобильным транспортом и 4 миллиона тонн — с помощью авиаперевозок».

По данным областного профильного министерства, за последние два года общий объём инвестиций в объекты транспортной инфраструктуры составил 33,5 млрд рублей, из которых лишь восьмая часть (4 млрд рублей) — средства федерального бюджета, остальное — средства частных инвесторов. По словам Александра Жилкина, в развитие только одного порта Оля для наращивания его грузооборота (по итогам 2010 года — 1,1 млн тонн) планируется вложить 23 млрд рублей. Ожидается, что к 2017 году, после запуска второго грузового района, порт (нефтеналивной и коксовый терминалы) будет способен ежегодно переваливать до 8 млн тонн.

Председательствовавший на коллегии вице-премьер Сергей Иванов заметил, что нужно развивать МТК «Север-Юг», увеличивать мощности портов, модернизировать оборудование, совершенствовать таможенное законодательство и т. п. «Об этом коридоре разговоры ведутся ещё с 2000 года, но развития мало», — признался г-н Иванов. По итогам прошлого года грузооборот всех портов Прикаспийского региона составил 54 млн тонн, доля России в нём пока не превышает пятой части (11 млн тонн).

Параллельно астраханские власти намерены развивать и авиаперевозки за счёт формирования на базе своего главного аэропорта интермодального комплекса «Прикаспийский хаб». В конце прошлого года было объявлено о намерении ОАО «Аэропорт “Астрахань”» и ЗАО «Азербайджанские авиалинии» реализовать инвестиционный проект строительства в Астрахани грузового хаба. Это объяснялось необходимостью повышения объёма грузоперевозок в сфере нефтяного и торгового оборудования из-за начала обширной кампании освоения каспийского шельфа.

По утверждению генерального директора астраханского аэропорта Зияутдина Абдурахманова, на территории в 4 гектара будут размещены загрузочная площадка и терминалы разгрузки. В настоящий момент взлётно-посадочная полоса аэропорта в результате завершившейся реконструкции уже удлинена с 2,5 до 3,2 км, что позволит принимать воздушные суда с большей грузоподъёмностью. Ожидается, что через Прикаспийский грузовой хаб в российские регионы и Казахстан смогут доставляться товары, произведённые в Иране, Китае и Юго-Восточной Азии. Общая стоимость проекта предполагается в размере не менее 200 млн рублей. Как пояснили в администрации области, уже сегодня на авиарынок региона пришли компании из Азербайджана, Армении, Казахстана. В конечной стадии находятся переговоры по открытию прямого авиасообщения между Астраханью и Ираном. Эксперт online