20.03.13

Грузы Global Ports уплыли в Усть-Лугу

Самым проблемным активом Global Ports по итогам 2012 года оказался нефтепродуктовый терминал VEOS в Эстонии. Объемы перевалки на нем упали на треть. Терминал испытывает жесткую конкуренцию со стороны российской Усть-Луги, надежды на перераспределение выручки в пользу хранения нефтепродуктов оправдались не в полной мере, так как его доходность падает. Эта проблема стала общей для портов стран Балтии и Украины, которые продолжают терять бизнес в пользу российских конкурентов.

Вчера Global Ports опубликовал отчет по МСФО за 2012 год. Выручка компании по сравнению с 2011 годом фактически не изменилась и составила $501,8 млн, скорректированный показатель EBITDA вырос на 2%, до $288 млн. Чистая прибыль упала на 16%, до $123,5 млн. В Global Ports уточнили, что снижение прибыли объясняется отражением в отчетности обесценения "сухого" терминала — ООО "Логистический парк "Янино"" (единоразовые неденежные затраты), составившего $58 млн. "Корректировка потребовалась в связи с более медленным ростом этого бизнеса, чем ожидалось",— пояснили "Ъ" в компании. Если не учитывать обесценение, прибыль выросла на 17%, до $171,2 млн.

Контейнерооборот Global Ports увеличился на 8%, до 1,45 млн TEU. Наиболее динамично развивается Восточная стивидорная компания с ростом перевалки на 17%, до 397 тыс. TEU, "Петролеспорт" увеличил объемы на 6%, до 827 тыс. TEU. Перевалка Ro-Ro-грузов за 2012 год также выросла на 8%, автомобилей было транспортировано 105 тыс. единиц (рост на 50%).

Самым проблемным активом группы оказался терминал нефтепродуктов VEOS в Эстонии, который Global Ports контролирует на паритетных началах с Royal Vopak NV (общая мощность хранения — 1,026 млн кубометров). Объем перевалки на нем упал на 35%, до 10,4 млн тонн. Однако падение выручки оказалось не таким ощутимым — на 18%, до $233 млн, поскольку доходность перевалки выросла на 25% с тонны груза. Доля терминала в выручке Global Ports в итоге упала с более чем 29% до 23%.

В Global Ports пояснили, что снижение показателей VEOS объясняется конкуренцией с мазутным терминалом в Усть-Луге компании Gunvor. В тестовом режиме он начал работать еще в 2011 году, но в 2012-м уже перевалил более 12 млн тонн. Еще до запуска терминал считался основной угрозой для портов Эстонии, через которые переваливается в том числе российский мазут. В 2010 году власти страны прогнозировали, что в результате ее порты будут использовать свои нефтепродуктовые терминалы в основном для хранения. Источник в Global Ports подтвердил, что конкуренция со стороны Усть-Луги просчитывалась заранее, поэтому акционеры VEOS в свое время инвестировали в наращивание его мощностей по хранению. Впрочем, эти расчеты также оправдываются не в полной мере. Доходность с хранения кубометра на VEOS снизилась в 2012 году на 18%.

В Ассоциации морских торговых портов России рассказали "Ъ", что идет общее перераспределение потоков наливных грузов из портов Балтии и Украины в пользу России. В 2011 году на РФ приходилось 86% от объемов трех стран, а в 2012 году — уже 89%. Конкретно нефти и нефтепродуктов порты Балтии перевалили в 2012 году лишь 28,9 млн тонн, в то время как годом ранее — 32,6 млн тонн. Директор по развитию Portnews Надежда Малышева отметила, что все-таки основной бизнес для Global Ports — контейнерный, а с учетом проблем VEOS, возможно, группа может продать долю в терминале.

Но в Global Ports заявили, что не планируют выходить из этого проекта. Елена Садовская из RMG согласна, что вряд ли имеет смысл продавать VEOS. "Все-таки это более 20% выручки и диверсификация на случай спада на рынке контейнеров. К тому же в дальнейшем падения объемов уже вряд ли стоит ожидать, перераспределение уже произошло",— пояснила она.

На conference call для аналитиков представители Global Ports заявили, что рассчитывают на унификацию тарифов на железнодорожные перевозки в РФ, которая удешевит доставку грузов в иностранные порты и может улучшить показатели VEOS. По требованию ВТО с 2013 года из Прейскуранта 10-01 исключен третий раздел, который определял тарифы для перевозки через сухопутные погранпереходы ряда грузов, в первую очередь нефти и нефтепродуктов. Ожидалось, что на них будут распространяться более дешевые тарифы второго раздела прейскуранта, в том числе в ОАО РЖД говорили о возможном росте грузопотоков в порты Балтии. Но в итоге во второй раздел прейскуранта внесли несколько правок и спецкоэффициентов, которые не сделали тарифы на перевозку нефтепродуктов в сторону портов Балтии дешевле. И хотя эти спецкоэффициенты будут действовать временно, точные сроки их отмены пока неизвестны.

Газета "Коммерсантъ", №46 (5077)