30.08.06

Грузы могут уйти!

Уже около месяца на латвийско российской границе очереди. Их разруливают и таможенники, и полиция, но очереди все не уменьшаются. А недавно премьер "порадовал" идеей: решить проблему можно введением пошлины.

Нужно ли говорить, что латвийские перевозчики такую идею не поддерживают и предлагают другие решения. Как рассказал "Вести Сегодня" президент Ассоциации перевозчиков Валдис Трезиньш, очереди еще не самое страшное. Бардак в очередях куда хуже. О том, кто виноват и что делать, в интервью "ВС".

Г н Трезиньш, кто виноват в сложившейся ситуации с очередями на границе?

Виноватых называют много от самих перевозчиков до Путина, который поменял таможенное руководство. Но главная причина в том, что наши границы границы ЕС и России не готовы к такому потоку грузов. Наша страна после вступления в ЕС оказалась очень интересной для транзитчиков, за последние пару лет объемы перевозок выросли вдвое! И это логично, ведь, переходя только одну границу с Латвией, груз сразу попадает из России в ЕС. И мы заранее предупреждали, что к такому росту надо готовиться! Но не среагировали.

Почему же ситуация обострилась именно три недели назад?

Тут всего понемногу. Во первых, сменилось таможенное руководство в России и там больше внимания уделяют контролю прохождения грузов. Часть проблемных грузов перешла к нам от Финляндии. Часть из Эстонии, там у них мост ремонтируют. Еще часть из Беларуси, там очень специфический таможенный контроль, поэтому серьезные грузоперевозчики не хотят ехать через Беларусь.

Вы согласны с претензиями некоторых политиков к партии "Новое время", которая пару лет назад под лозунгом борьбы с коррупцией заморозила проекты обустройства границы?

Это не главное, хотя свою небольшую роль, наверное, сыграло. Нам куда важнее оборудование самой границы, а не терминалы. Хотя в комплексе с другими мерами это бы облегчило ситуацию.

Премьер Калвитис уже предложил подумать о таком решении проблемы очередей, как введение пошлин

Пошлина это самый легкий путь, но он не решит проблему необустроенной границы. А если ее не решим грузы уйдут! Нужно оборудовать КПП реконструировать имеющиеся и строить новые. А налог это дополнительное бремя в первую очередь на местных перевозчиков, которые сейчас и так особенно уязвимы: после вступления в ЕС растут расходы, зарплаты, дорожает топливо. Пошлина не поможет нашему бизнесу.

Если ее все же введут, будем ли мы терять грузы?

Не сразу. Скорее проблемы будут в удорожании перевозимого товара, ведь налог будет заложен в себестоимость. А это еще более высокая инфляция. Что, на ваш взгляд, можно сделать быстро и что в долгосрочной перспективе, чтобы решить проблему очередей?

Сегодня ситуация такова, что на границе стоят очереди по 500 600 машин. И те меры, которые уже были приняты быстрое наведение порядка в очередях, это уже хорошо. Перевозчики довольны уже тем, что есть порядок. Каким подъехал таким по порядку и проедешь. Но на дворе уже осень, что только усугубит ситуацию грузов к концу года пойдет еще больше. Нужно решать проблему совместно с Россией: собрать совместную экспертную группу и искать свободные резервы. Что это может быть? В среднесрочной перспективе обустроить терминалы. Да, говорят, что земля у границ вся раскуплена частниками. Значит, государству надо с ними как то договариваться о сотрудничестве. Чтобы было как в Германии или Польше.

Там тоже бывают очереди, но водитель спокойно заезжает на стоянку терминала, получает свой номерок и отдыхает сутки или двое. Без стресса и волнений. Он знает, когда настанет его очередь проходить границу. Не то что у нас. Наконец, можно использовать электронные технологии совместно с той же таможней. И здесь не нужно ничего придумывать у финнов уже все это работает. Но главное решать проблему не в одиночку, а вместе с Россией. Иначе мы все построим, а поток грузов упрется в узкое горлышко на той стороне. Мы ведь видим, что пока россияне не справляются с грузопотоком. Если хотим развивать транзит, чтобы он не ушел, нужно решать проблемы вместе.

Из за проблемы очередей мы уже потеряли в грузопотоке?
Грузоперевозчики не начали обходить Латвию?

Пока особо нет, через нас даже белорусы идут! Очереди это еще терпимо. До тех пор, пока порядок есть. И вот тут у меня есть просьба к властям: не расслабляться! Потому что есть информация, что с сегодняшнего дня усиленный контроль силами той же полиции будет снят. Мол, помогли и будет! Если при таких очередях еще и бардак с прохождением начнется, тогда будем терять грузы. Ведь если среди перевозчиков пойдут слухи: кто на границе денег даст, тот ее первым, вне очереди, и проходит, то люди начнут искать другие пути. И это ударит по латвийскому транзиту. Поэтому власть должна понять: порядок на границе это система, а не акция!

DELFI (Латвия); 28.08.06