06.04.05

Грузы на колесах обгоняют контейнеры на суше и на море

Тариф на перевозку зависит не от веса груза, а от его длины

Тариф на перевозку зависит не от веса груза, а от его длины Рынок морских накатных перевозок Петербурга растет как в объемах перевозки, так и в числе перевозчиков.

Накатные грузы (автопоезда, автомобили, трейлеры, негабарит) -- самый быстрообрабатываемый вид грузов. В отличие от контейнеров их погрузка-выгрузка и растамаживание грузов чаще проходит быстрее, а значит, сокращается и время доставки.

Прямые линии

Александр Неменко (015907)*, директор представительства ОАО "Совкомфлот" в Петербурге, считает Балтику развитым регионом в плане накатных перевозок, но констатирует наличие плохо развитой инфраструктуры.

Специализированных причалов и территорий для обработки накатных грузов не хватает. В Петербурге действуют две регулярные паромные линии, соединяющие город c Германией: Петербург -- Киль (оператор "Вествей Шиппинг" -- "дочка" ОАО "Совкомфлот") и Петербург -- Балтийск -- Любек -- Засниц (Finnlines). С 8 апреля готовится запустить линию для перевозки накатных грузов японская компания K-Line (в Балтийском регионе работает ее "дочка" KESS). Паром будет курсировать между Петербургом и портом Бременхаффен. На обратном пути -- с заходом в финские порты. По словам Константина Соколова, исполнительного директора ЗАО "Балтийские транспортные системы" (05109)* (генеральный агент линии Петербург -- Любек), наибольшая загрузка паромных линий -- в сторону России. Экспорт составляет 60% от импорта. "Из Европы накатными грузами везут в основном продукты питания, стройматериалы, строительную технику. Из Петербурга в Европу отправляют бумагу, целлюлозу, лес", -- сообщает он.

Финны разгоняются

Евгений Седихин (643075)*, руководитель отдела грузовых перевозок ООО "ГР-Тревел", считает, что определенную конкуренцию петербургским маршрутам составляют линии финских компаний Finnlines, Superfast, Transfennica. Их конкурентное преимущество -- в большей частоте отправлений, сроков доставки и скорости растамаживания грузов. Так, путь из Финляндии до Германии паром Superfast преодолевает менее чем за сутки, в то время как из Петербурга дорога в этом же направлении занимает более 60 часов. "Кроме того, некоторые грузовладельцы считают, что через Торфяновку растаможивать грузы проще, чем через Балтийскую таможню, поэтому и делают выбор в пользу финских перевозчиков", -- говорит Евгений Седихин. Тариф перевозки накатных грузов зависит не от веса груза, а от его длины. Грузоперевозчики не любят разглашать реальные тарифы, предпочитая выставлять их для каждого грузовладельца индивидуально. Если усреднить расценки, то получается, что перевозка стандартной фуры (17 м в длину) из Петербурга обходится от 500 евро до 1 тыс. евро в одну сторону. От 1 тыс. евро стоит отправка из Финляндии. "Накатные морские перевозки хороши, когда нужно перевезти колесную технику, транспортные средства, негабаритные грузы. При перевозке стандартизированных грузов, которые нужно быстро загрузить или выгрузить с корабля, рентабельнее воспользоваться контейнерами", -- уверен Вадим Тофанюк, заместитель генерального директора по маркетингу ХК "Морпортсервис-Евротранссервис" (07073)*.

Кроме того, не маловажным аспектом при выборе накатного способа транспортировки, гру

зовладельцы берут в расчет простои и стоимость при растамаживании грузов. на заметку

Сравнение особенностей перевозок

Накатные:

- Возможность перевозки негабаритных и тяжеловесных грузов

- Возможность доставки грузов до получателя без перегрузки в порту

- Время растаможивания -- от 1 дня

- Для трейлеров специальной техники для перегрузки не требуется

- Обработка накатных судов в порту быстрее, чем у контейнеровозов

- Высокая степень сохранности груза в трейлерах

Контейнерные:

- Необходимы контейнеры и их возврат (покупка или аренда)

- Объем груза должен быть пропорционален размерам контейнера

- Время растаможивания -- от 3 дней

- Необходима специальная перегрузочная техника

- Быстрая обработка судов-контейнеровозов в порту

- Высокая степень сохранности груза

- Возможность складирования в несколько рядов (экономия места на терминале)

Источник: ЗАО "Балтийские транспортные системы"

Цифры

Объем перевозок накатных грузов через Большой порт Санкт-Петербурга, тыс. т

2003г - 501.4

2004г - 511.2

Источник: ОАО "Морской порт Санкт-Петербург"

Источник: ОАО "Морской порт Санкт-Петербург"

"Виртуальная таможня" по материалам газеты "Деловой Петербург" 06.04.05