22.03.07

Характеристики и принципы загрузки контейнеров

Объемы контейнерных перевозок по всему миру растут год от года. Подобный вид транспортировки незаменим для больших партий груза, а также когда пункты отправки и назначения значительно удалены друг от друга. Без контейнерных перевозок в скором времени не сможет обойтись ни один крупный импортер или экспортер. Однако для многих логистов, особенно без большого опыта, переход на работу с контейнерами очень сложен из-за недостатка самой необходимой информации по этой теме. Разберем характеристики и принципы загрузки контейнеров

Сначала разберем, что вообще можно, а что нельзя перевозить в контейнерах. С этой точки зрения грузы подразделяются на три группы:

  1. контейнеропригодные (бытовая техника, текстиль, упакованная химическая продукция, детали и запчасти и др.);
  2. в принципе контейнеропригодные (продукция деревообработки, цветные металлы и т. д.);
  3. неконтейнезируемые (как правило, это тяжелые и негабаритные грузы).

При морских и смешанных перевозках грузы, размещаемые в контейнерах, подразделяются на семь категорий (по условиям их перевозки):

  • I – негигроскопические;
  • II – гигроскопические в непроницаемой для влаги упаковке;
  • III – гигроскопические кристаллические без непроницаемой для влаги упаковки;
  • IV – гигроскопические с незначительным содержанием влаги;
  • V – растительные грузы, содержащие большое количество влаги;
  • VI – охлаждаемые грузы;
  • VII – выделяющие токсичные или горючие газы (опасные грузы).

Перевозка грузов I и II категорий не требует особой подготовки контейнеров. Размещение и перевозка грузов III, IV, V и VI категорий должны производиться с учетом требований, предъявляемых правилами безопасности перевозки соответствующих грузов. Размещение и перевозка грузов VII категории требует выполнения правил перевозки опасных грузов.

Таким образом, контейнерный вид перевозок имеет свои ограничения. Однако в первую очередь следует отметить его плюсы. Во-первых, однородный груз сгруппирован в одном месте, не распыляется, хорошо сохраняется. Во-вторых, резко облегчается технологический процесс погрузки/разгрузки: используются только машины, высвобождается значительная часть людских ресурсов. В-третьих, контейнер довольно просто перегрузить с одного транспортного средства на другое.

Контейнер: определение

Согласно терминологии, принятой Международной организацией по стандартизации (ISO), контейнер – это элемент транспортного оборудования, который: 1) многократно используется на одном или нескольких видах транспорта; 2) предназначен для перевозки или временного хранения грузов; 3) оборудован приспособлениями для механизированной установки и снятия его с транспортных средств; 4) имеет постоянную техническую характеристику и объем не менее 1 м3.

ХАРАКТЕРИСТИКИ КОНТЕЙНЕРОВ

Контейнеры, используемые для перевозки различной продукции, называются универсальными, а для перевозки одного вида продукции (стекло, цемент и т. д.) или группы однородной продукции (наливной, например) – специальными. Подробнее о том, на какие группы они подразделяются, см. врезку «Основные типы контейнеров», а характеристики специальных контейнеров приведены в таблице 1. Как правило, универсальные контейнеры принадлежат крупным транспортным организациям (железным дорогам, пароходствам), а специальные – отправителям и получателям. Вместе с тем в связи с развитием контейнерных перевозок компании-перевозчики постепенно стали приобретать в собственность различные контейнеры, однако о масштабных действиях в этом направлении говорить пока рано.

Таблица 1. Характеристики специальных контейнеров
Тип контейнера Назначение Характеристики
Длина, мм Ширина, мм Высота, мм Масса брутто, кг
К3-1,25И Для перевозки оконного раскроенного стекла 1552 950 1605 1250
К3-2,5И Для временного хранения и порционной выдачи порошковых вяжущих материалов (цемент, гипс и др.) 2000 1800 2040 2500
К3-5И
(СК-1-5ТС)
Для перевозки цемента 2100 1325 2400 5200
КО-3,2И Для временного хранения теплоизоляционных материалов (керамзитовый гравий, вспученный перлит, аглопоритовый щебень) 2065 2000 1730 3200
Контейнер-
цистерна
Контейнер для перевозки сульфитно-дрожжевой бражки 2991 2438 2438 15 000
КСММ (А x В) Для транспортирования металлорежущих станков и других машин Наиболь-шая
14 200,00
наимень-шая 1400
Наиболь-шая 3250
наимень-шая 1300
Наиболь-шая 4000
наимень-шая 1400
67 000
КЦМ-5 Для перевозки и временного хранения сыпучих материалов (цемента, глинопорошка и др.) 1400 1360 1450 5000
МК-0,5Л Мягкий контейнер для навалочных и насыпных грузов Диаметр
980
800 1500
МК-1,0Л Мягкий контейнер для навалочных и насыпных грузов Диаметр
980
1200 2000
МК-1,5 Л Мягкий контейнер для навалочных и насыпных грузов Диаметр
1450
1200 2000
МК-3,5Л Мягкий контейнер для навалочных и насыпных грузов Диаметр
1450
1400 5000
МКО-0,50-1,0 Мягкий контейнер для навалочных и насыпных грузов Диаметр
950
800 1000
МКО-1,0С-1,0 Мягкий контейнер для навалочных и насыпных грузов Диаметр
950
1200 1000
МКР-0,5С-1,5 Мягкий контейнер для навалочных и насыпных грузов Диаметр
900
1250 1500
МКР-1,0М-0,8 Мягкий контейнер для навалочных и насыпных грузов Диаметр
960
1200 800
МКР-1,0С-1,0 Мягкий контейнер для навалочных и насыпных грузов Диаметр
980
1200 1000
МКР-1,0С-1,5 Мягкий контейнер для навалочных и насыпных грузов Диаметр
980
1200 1500
МКР-1,0М-1,0 Мягкий контейнер для навалочных и насыпных грузов Диаметр
960
1200 1000
ПКС 2М-2,85 Для перевозки листового оконного стекла 1810 900 1560 2850
ПКС-2,85 Для перевозки листового оконного стекла 1810 900 1536 2850
СК-1-3,4 Для перевозки неслеживающихся сыпучих грузов 1380 1300 1250 (1700) 3400
СК-1-3-6 (7) Для перевозки и хранения как сыпучих, так и штучных индустриальных грузов 2100 1325 2400 6000 (7000)
СК-1-4У Для перевозки гранулированного технического углерода (сажи) 2100 1325 2200 2000
СК-1-5 (7) Для перевозки сыпучих грузов (цемента, кальцинированной соды и др.) 2100 1325 2400 5000 (7000)
СК-2-10 (12,5) Для перевозки концентратов руд цветных металлов Диаметр
верхнего основания 2362
Диаметр нижнего основания 1882 Высота с крышкой 1871 12 500
СК-2-5 Для перевозки и кратковременного хранения концентратов руд цветных металлов Диаметр верхний 1494 Диаметр нижний 1080 1905 5000
СК-3-1,5 и
СК-3-1,5 М
Для перевозки индустриальных штучных грузов, мелкокусковых и сыпучих материалов 1356 1320 1242 5000
СК-3-2,5Д Для перевозки двигателей внутреннего сгорания типа В2, Д6, Д12, «Воля» 1325 2100 1420 2500
СК-3-20М Для перевозки отвержденных низко- и среднеактивных радиационных отходов АЭС 6058 2438 2438 24 000
СК-3-3,4ВН Для перевозки и временного хранения втулок буровых насосов У8-6М 1460 1276 874 3400
СК-3ВМ-1Д (1ДД) Контейнер закрытый для взрывчатых материалов и штучных грузов 2991 2438 2438 (2591) 12 500
СК-3-30Д Контейнер открытый сверху для перевозки слитков файнштейна 2991 2438 2438 30 000
СК-3-5М Контейнер закрытый для перевозки и временного хранения индустриальных штучных грузов, в т. ч. промышленных взрывчатых веществ (в таре и упаковке) 2100 1325 2400 6000
СК-5-5 Для перевозки и кратковременного хранения свежих овощей 2650 2100 2400 5000
СК-6-10А Для перевозки нефтебитума 2650 2100 1920 10 000
СК-6-1ДХ-12 Для перевозки нефтебитума 2991 2438 1890 12 000
СК-8-3 Для перевозки листового стекла 2100 894 2004 3000
СК-8-3 ЗС Для перевозки закаленного стекла 1800 840 1600 3000
СК-8-5 Для перевозки листового стекла 2640 984 2192 5000
СКД-5,0-2,6-2 (К12, К19, К20) Для перевозки и временного хранения труб, цветного проката и других длинномерных грузов длиной до 12 м 9400 1300 695 5000
СКО-3-1 АХ Контейнер со съемной крышей (или съемным тентом) для перевозки тяжеловесных крупногабаритных и пакетированных грузов 6058 2438 1295 24 000
СКО-3-1Д Контейнер-платформа со складывающимися торцевыми стенками для перевозки преимущественно тяжеловесных крупногабаритных, в т. ч. пакетированных, грузов 2991 2438 2438 30 000
СКО-3-1 СС Контейнер со съемной крышей для перевозки тяжеловесных крупногабаритных и пакетированных грузов 6058 2438 2591 24 000
СКП-1-СС Контейнер-платформа со складывающимися торцевыми стенками для перевозки преимущественно тяжеловесных, крупногабаритных, в т. ч. пакетированных, грузов 6058 2438 2591 24 000
СКЦ-1-20 Контейнер-цистерна для бестарной перевозки (насыпью) цемента 6058 2438 2438 20 320
СПЦ-4-1,25 Контейнер-цистерна для перевозки хладагентов 113 и 114 В2 и других мелкопартионных жидких грузов 1200 970 1040 1250
СКЦ-4-1,25 (1,5) Контейнер-цистерна для перевозки агрессивных жидкостей (кроме соляной и азотной концентриро-ванной кислот) 1250 (1500) 1040 1605 диаметр цистерны 1020 1250 (1500)
СКЦ-6-5Т Контейнер-цистерна для кратковременного хранения нефтемасел 2100 1325 2400 5000

Технический комитет ISO принял специальные рекомендации по установлению единых размеров выпускаемых контейнеров. Это вызвано прежде всего технологической необходимостью, поскольку движение контейнеров в международном сообщении требует единых подходов в части оснащения терминалов и для реализации возможности использования разных видов транспорта.

Следует отметить, что в отечественной практике зачастую используется несколько устаревшая терминология по отношению к контейнерам: малотоннажные, среднетоннажные и крупнотоннажные. Однако в современном языке международных перевозчиков распространены другие термины – те, которые уже содержат в себе данные о размере контейнеров, например: «20-футовые».

На международных транспортных коридорах используются контейнеры, соответствующие требованиям ISO. Согласно рекомендациям, высота и ширина контейнеров должна быть одинаковой – 2438 мм (8 футов). Длина зависит от вида контейнера. Для 40-футового контейнера она должна составлять 12 192 мм, для 30-футового – 9125 мм, для 20-футового – 6058 мм и 2991 мм. В основном используются контейнеры серии 1 ISO, имеющие ширину 2438 мм. Контейнеры высотой 2438 мм имеют обозначение 1C, 1B, 1A, 1D; высотой 2591 мм – 1CC, 1BB, 1AA; высотой 2896–1BBB, 1AAA; высотой менее 2438 мм – 1CX, 1BX, 1AX и 1DX.

Кроме внешних размеров контейнера, большое значение имеют внутренние габариты, величина дверного проема, размер и расположение угловых фитингов для застопорки при подъеме, а также способ крепления к подвижному составу и скрепления (стыкования) с другими контейнерами. В этих и других вопросах необходимо руководствоваться рекомендациями ISO/TC – 104. В таблице 2 приведены некоторые технические характеристики выпускаемых контейнеров (по стандартам ГОСТ и ISO).

Таблица 2. Технические характеристики контейнеров
Контейнеры Технические характеристики
Тип контей-нера по ГОСТ 18477-79 Тип контей-нера по ISO-668 Масса брутто, т Длина контей-нера, мм Ширина контей-нера, мм Высота контей-нера, мм Внут-ренний объем, м3
Малотоннажные. Предназначены для прямых автомобильных перевозок и в крытых вагонах
АУК-0,625АУК-1,25

0,625
1,25
1150
1800
1000
1050
1700
2000
1,47
3
Среднетон-нажные. Предназначены для прямых автомобильных и смешанных автомобильно-железнодо-рожных и железнодорожно-
водных перевозок
УУК-2,5 (3) УУК-5
3 С
3 А
2,5 (3,0) 5
2100
2650
1325
2100
2400
2400
5,07
10,23
Крупнотон-нажные. Предназначены для прямых автомобильных и смешанных автомобильно-железнодорожных и железнодорож-но-водных перевозок
УУК-10
УУК-20
УУК-30
1 D
1 A
1 C
10
20
30
2991
6058
12 192
2438
2438
2438
2438
2438
2438
14,4
29,85
63

Контейнеры характеризуются рядом показателей: грузоподъемностью, полезным объемом, внешними и внутренними размерами, массой и коэффициентом тары. Грузоподъемность контейнера определяют в тоннах нетто и брутто по формулам:

Qкн = Vк · γ · С;

Qкб = Qкн · Gтк;

где: Vк – полезный объем контейнера (вместимость), м3;

γ – объемная масса груза, т/м3;

С – коэффициент наполнения, или плотность укладки груза;

Gтк – масса тары контейнера, т.

Для освоения планируемого объема контейнерных перевозок необходимо иметь в эксплуатации рабочий парк контейнеров, размер которого определяется по следующей формуле.

Кэкс = Qк · Ак/D · Qкн;

где: Qк – общий объем перевозок в контейнерах на планируемый период, т;

Ак – оборот контейнера, сут.;

D – число дней в планируемый период, сут.;

Qкн – грузоподъемность контейнера нетто, т.

КОНТЕЙНЕРНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ ПО ЖД

Контейнеры в России в основном перевозят по железной дороге. В настоящее время подобные перевозки регламентируются Федеральным законом от 10 января 2003 г. № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации».

Основные типы контейнеров

В международных перевозках используются следующие типы контейнеров.

1. Контейнеры универсальные. Это общий термин, который применим для любого типа контейнеров, изначально не предназначенных для перевозки особых видов грузов, например, требующих поддержания особой температурной среды; жидких грузов или сжиженного газа; сухих сыпучих грузов; легковых автомобилей; скота и др. Универсальные контейнеры подразделяются на виды:

    1) контейнер общего назначения (ISO 1496/1). Полностью закрытый, пылеводонепроницамый, с жесткими крышей, боковыми и торцевыми стенками. Имеет двери хотя бы в одном торце (стенке). Предназначен для перевозки и хранения широкой номенклатуры грузов. Такому контейнеру дан код 00;
    2) контейнер общего назначения. Имеет открывающуюся крышу. Может быть использован для специальных целей. Код: 03;
    3) контейнер особого назначения. Имеет конструктивные особенности, облегчающие укладку и выгрузку, если они производятся иначе, чем через дверь, расположенную в одном торце. Может применяться для других особых целей;
    4) контейнер закрытый вентилируемый. Контейнер закрытого типа, аналогичный контейнеру общего назначения, но специально предназначенный для транспортировки грузов, требующих естественной или принудительной вентиляции. Коды: 10 – для контейнеров с естественной вентиляцией, 15 – для контейнеров с принудительной вентиляцией;
    5) контейнер открытый сверху. Контейнер общего назначения, без жесткой крыши. Может быть снабжен гибким раздвижным съемным чехлом, изготовленным из брезента, пластика или армированного пластичного материала. Чехол обычно поддерживается откидными или съемными балками крыши. Контейнер может иметь откидные и съемные верхние торцевые поперечные элементы, расположенные над торцевыми дверями. Код: 50;
    6) контейнер на базе платформы. Не имеет жестких боковых стенок или заменяющих их рам, способных выдерживать нагрузки, которые обычно несет боковая стенка контейнера общего назначения. Имеет раму – основание.
    7) контейнер на базе платформы (открытый сбоку) с верхней рамой (ISО 1496/6 с). Имеет жестко закрепленную конструкцию, несущую продольную нагрузку между торцами крыши. (Термин «нагрузка» используется для обозначения статического и динамического усилия, но не воздействия груза). Коды: 65 – для контейнеров, имеющих жесткую крышу и жесткие торцевые стенки; 54 – для контейнеров, открытых сверху, с жесткими торцевыми стенками; 55 – для контейнеров, открытых сверху и с торцов (каркасного типа);
    8) контейнер на базе платформы с неполной верхней рамой и жестко закрепленными торцами (ISО 1496/6 а). Не имеет жестко закрепленной продольной несущей конструкции между верхними торцами. Коды: 61 и 62;
    9)  контейнер на базе платформы с неполной верхней рамой и складными торцами. Имеет складные торцевые рамы с полным поперечным рамным соединением между угловыми стойками. Коды: 63 и 64;
    10) контейнер-платформа (ISО 1496/5). Грузовая платформа не имеет верхней рамы, но обладает длиной и шириной, равными основанию контейнера данной серии. Оборудована верхними и нижними угловыми фитингами, расположенными так же, как и на других контейнерах серии 1. Это нужно для того, чтобы можно было использовать одинаковые приспособления для подъема и закрепления контейнеров. Код: 60.
2.  Контейнеры для специальных грузов. Это общий термин, обозначающий контейнеры специальной конструкции, предназначенные для перевозки грузов особых категорий. Они подразделяются на следующие виды:
    1)  изотермический (ISО 1496/2). Контейнер с изолированными стенками, дверями, полом и крышей, которые ограничивают теплообмен между внутренним пространством контейнера и внешней средой;
    2) термоизолированный. Изотермический контейнер без холодильных и/или отопительных установок. Коды: 20 и 21;
    3) рефрижераторный контейнер с восполняемым хладагентом. Изотермический контейнер, имеющий в качестве хладагента лед, сухой лед (с регулируемой или нерегулируемой возгонкой), сжиженные газы (с регулируемым или нерегулируемым испарением). Не требует наружного источника энергии или подачи горючего. Код: 30;
    4) рефрижераторный контейнер с машинным охлаждением. Изотермический контейнер с холодильной установкой (механическим компрессором, абсорбционной установкой и т. д.). Код: 31;
    5) отапливаемый контейнер. Изотермический контейнер с обогревательным устройством. Код: 22;
    6) рефрижераторный и отапливаемый контейнер. Изотермический контейнер, обслуживаемый холодильным устройством (механическим или с восполняемым хладагентом) и обогревательной установкой. Код: 32;
    7) контейнер-цистерна (ISО 1496/3) включает два основных элемента: цистерну (или цистерны) и каркас (рамные элементы), соответствующие требованиям международного стандарта ISО 1496/3. Коды: 70–79;
    8) контейнер для сыпучих грузов (временное определение). Состоит из несущей груз конструкции, жестко закрепленной в каркасе контейнера ISО серии 1. Предназначен для перевозки сыпучих грузов без упаковки. Коды: 80 и 81;
    9) контейнеры для других видов грузов (автомобилей, скота и др.) построены согласно требованиям ISО к контейнерам и предназначены только (или первоначально) для перевозки особых грузов. Коды: 85 – для скота; 86 – для автомобилей. Существуют резервные номера для других особых видов грузов.

Транспортно-экспедиционное обслуживание на железных дорогах стандартизировано (ГОСТ Р 51133-98). Для организации железнодорожных контейнерных перевозок необходимо знать, что они различаются по видам отправки. Повагонная отправка предполагает, что груз предъявляется по одной накладной и для его перевозки (по объему или роду груза) нужен отдельный вагон. Контейнерной называют отправку, для которой требуется один контейнер. Отправка в 20-футовом или в 40-футовом контейнере считается контейнерной – крупнотоннажной. Мелкой считается отправка, при которой груз, предъявляемый по одной накладной, не превышает общей массы 10 т и не требует для перевозки (по объему или роду груза) отдельного вагона.

Правила перевозок предусматривают также следующие виды отправок:

  1. малотоннажные – от 10 до 20 т, занимающие не более половины четырехосного вагона;
  2. групповые – из нескольких вагонов;
  3. маршрутные – с числом вагонов, соответствующим весовой норме маршрутного поезда (не менее 50 вагонов).

Железные дороги часто объединяют разрозненные партии грузов разных грузовладельцев в сборные отправки: повагонные, групповые и маршрутные.

Согласно статье 20 Устава, перевозчик уведомляет грузоотправителей о времени подачи вагонов и контейнеров под погрузку не позднее чем за два часа до подачи. Он же определяет техническую пригодность подаваемых вагонов (контейнеров). Перевозчик обязан подавать под погрузку вагоны (контейнеры): 1) исправные; 2) очищенные внутри и снаружи от остатков ранее перевозимых грузов (в необходимых случаях промытые и продезинфицированные); 3) годные для перевозки конкретных грузов; 4) со снятыми приспособлениями для крепления (за исключением тех случаев, когда эти приспособления несъемные).

Загрузка контейнеров

Размещение и крепление грузов в вагонах (контейнерах) производится в соответствии с:

    1) техническими условиями размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах;
    2) правилами перевозок грузов в специализированных контейнерах на железнодорожном транспорте;
    3) правилами перевозок грузов в универсальных контейнерах на железнодорожном транспорте;
    4) требованиями правил приема грузов к перевозке железнодорожным транспортом.

Перевозчик подготавливает принадлежащие ему контейнеры под погрузку своими силами. Либо это может делать грузоотправитель, но также за счет перевозчика – в зависимости от заключенного между ними договора. А подготовку контейнеров, не принадлежащих перевозчику, должен проводить грузоотправитель. Либо это делает перевозчик за счет грузоотправителя – также в зависимости от условий договора.

Перед наливом цистерн грузоотправитель проверяет техническую исправность котлов, арматуры и универсальных сливных приборов цистерн. Пригодность вагонов и контейнеров в коммерческом отношении (состояние грузовых отсеков, отсутствие постороннего запаха, других неблагоприятных факторов, за исключением последствий атмосферных осадков в открытых вагонах и т. д.) для перевозки указанного груза может определяться как грузоотправителями, так и перевозчиком – в зависимости от условий. Так, пригодность вагонов определяет тот, кто обеспечивает погрузку, а пригодность контейнеров – всегда грузополучатель.

Грузоотправитель вправе отказаться от вагонов, контейнеров, непригодных для перевозки конкретного груза, и перевозчик обязан подать взамен указанных вагонов (контейнеров) исправные. При этом вагоны, признанные непригодными, исключаются из числа поданных и плата за пользование ими не взимается.

Если при перевозке произошла утрата, недостача, повреждение (порча) груза вследствие того, что он был погружен грузоотправителем в непригодный в коммерческом отношении вагон (контейнер), от погрузки в который грузоотправитель не отказался, то ответственность за несохранность груза несет не перевозчик, а грузоотправитель.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПОГРУЗКИ

Процесс укладки груза необходимо контролировать, руководствуясь определенными правилами. Опишем их.

При размещении груза в контейнерах должны быть учтены его свойства в соответствии с манипуляционными знаками по ГОСТ 14192 и знаками опасности по ГОСТ 19433, а также свойства упаковки и защитных покрытий внутренних поверхностей контейнеров. При укладке грузов в непрочной таре должны быть предусмотрены меры, исключающие повреждение груза (применение соответствующих прокладок, сепарации и т. п.).

В один контейнер можно укладывать только те грузы, которые совместимы по своим физико-химическим свойствам. При загрузке контейнера грузами разной массы и в различной таре грузы большей массы или в жесткой таре необходимо укладывать в нижние ярусы, грузы меньшей массы или в непрочной (фанерной, картонной и т. п.) таре – в верхние ярусы.

Грузы с различной упаковкой следует укладывать отдельно. Не допускается укладка груза в обрешетке вместе с картонными коробками или мешками. При загрузке в контейнеры оборудования без тары или металлических изделий, не подлежащих штабелированию, нельзя устанавливать их друг на друга.

Размещение крупногабаритных и тяжеловесных грузов, заполняющих контейнер неполностью, производится с учетом допустимых нагрузок, обеспечения оптимальных условий крепления грузовых мест и заданного положения центра тяжести контейнера. Грузы, имеющие острые углы или выступы, следует укладывать отдельно с применением прокладочных материалов, способных защитить другой груз от повреждения.

Грузы, выделяющие влагу или чувствительные к ее воздействию, следует сепарировать мешковиной. Можно также вложить в контейнер влагопоглощающий материал (например, силикагель) либо покрыть внутренние поверхности контейнера специальной влагопоглощающей бумагой типа «нон свит». Жидкий груз в таре следует укладывать в нижний ярус. Если поверх него можно положить другие грузы, то в любом случае их необходимо сепарировать досками толщиной не менее 20 мм или листами фанеры.

Загрузку контейнеров пакетированными грузами необходимо производить с минимальными зазорами между пакетами. А укладку грузовых мест совершать в несколько ярусов – так, чтобы каждый последующий ярус груза придавал устойчивость предыдущему.

Важно заполнять специальными прокладочными материалами свободное пространство («просвет») между грузом и стенами контейнера для предотвращения трения, ударов и т. д. Для обеспечения циркуляции воздуха внутри контейнера грузы, выделяющие влагу, следует укладывать на поддоны, деревянные решетки и другие прокладки из упаковочного материала.

Не допускается использование одного вида груза в качестве заполнителя пустот для другого. Грузы в контейнере должны быть уложены и закреплены таким образом, чтобы исключалась возможность перемещения грузовых мест в процессе перегрузки или транспортирования любым видом транспорта.

Для крепления груза в контейнере могут быть использованы следующие материалы: щиты деревянные, прокладки из толстолистовой фанеры, полимеры с пористой структурой типа пенопласта, надувные оболочки, мешки с отходами волокон, древесной стружкой или опилками, гофрированный картон, ленты текстильные и металлические, сеть из растительных и синтетических канатов, доски, брусья, клинья и др.

Для того чтобы грузы внутри контейнера не смещались, следует использовать прокладочный материал с высокими фрикционными свойствами, например листы резины, бризол, рубероид и др. Если грузы размещаются с зазорами, то у каждого поперечного ряда груз