10.11.05

He надо бояться слова ПРЕФЕРЕНЦИИ

Традиция проводить выставку, посвященную таможенному делу, накануне Дня таможенника РФ появилась не так давно. Нынешняя экспозиция - шестая по счету. При этом внимание к выставке с каждым годом растет. Расширяется круг компаний-участников, увеличивается число посетителей в московском Экспоцентре . Судя по всему, таможенные проблемы интересуют многих. О проблемах и тенденциях развития таможенного дела мы беседуем с председателем оргкомитета международной выставки Таможенная служба-2005 , первым заместителем руководителя ФТС России Владимиром Шамаховым.

- Владимир Александрович, чем примечательна выставка нынешнего года? Какие тенденции отражает эта экспозиция?

- Прежде всего выставка позволяет наглядно показать современные возможности таможенной службы.

Тот, кому это интересно, сможет своими глазами увидеть, насколько велики эти возможности, насколько широк арсенал технических средств, которые таможня сегодня использует в работе.

Что касается тенденций, то здесь стоит выделить две наиболее важных. Первая - это широкое использование информационных технологий. Вторая - выстраивание партнерских, доверительных отношений между таможней и бизнесом.

- Эти принципы заложены в рамочных стандартах безопасности и облегчения мировой торговли, которые разработаны Всемирной таможенной организацией...

- Электронное декларирование, предварительное информирование и система управления рисками - вот три кита, на которых стоят все развитые таможенные администрации мира. В том числе и ФТС России. По всем трем направлениям у нас уже в течение нескольких лет ведется достаточно интенсивная работа. Результаты этой работы, а также возможности, которые они открывают для упрощения таможенных процедур, и будут продемонстрированы на выставке. Основным подразделением, которое формирует экспозицию, является Главное управление информационных технологий.

- А как на выставке проявляется другая тенденция, о которой вы сказали - взаимодействие с бизнесом?

- В течение всех трех дней работы выставки будут проводиться круглые столы по основным направлениям деятельности таможенной службы. Здесь будут представлены ключевые управления ФТС России, Российская таможенная академия, Главный научно-информационный вычислительный центр. У всех, кому это интересно, будет возможность на прямую пообщаться с ведущими специалистами, обсудить всё, что накопилось. Предусмотрен также круглый стол Центрального таможенного управления, где можно будет задать вопросы, связанные с практически ми проблемами, которые возникают у граждан и участников ВЭД. При этом все подразделения ЦТУ будут готовы работать в режиме он-лайн.

Еще одна особенность нынешней выставки в том, что впервые будет проводиться вручение премий Таможенный Олимп по нескольким номинациям. В этом году мы решили провести конкурс среди участников ВЭД, работающих в Центральном федеральном округе. В следующем году планируем сделать это в масштабах всей страны.

- Как будут определяться победители конкурса? По каким критериям?

- Достоинства претендентов будут обсуждаться на заседании оргкомитета. Затем голосование определит лауреатов. Четких критериев в дан ном случае нет: это экспертная оценка вклада в развитие внешней торговли по совокупности. Дело в том, что мы не собираемся с помощью премий выстраивать рейтинг участников ВЭД. Премия Таможенный Олимп не предусматривает ни обязательств, ни льгот. Цель её состоит в том, чтобы стимулировать деятельность, направленную на развитие международной торговли, внедрение информационных технологий, обеспечение прозрачности совершаемых операций и соблюдение законности.

Что касается строго определенных критериев, стандартов, регламентов, то они необходимы, когда речь идет, например, о построении сервисной лестницы.

- Что вы имеете в виду?

- Даже в нашей профессиональной среде не все ясно понимают, что такое таможня как сервисная служба. Некоторые считают, что слово сервис подразумевает исполнение любых пожеланий участников ВЭД. Однако речь совсем не об этом. Сервисная лестница - это градация участников ВЭД по степени доверия таможни к ним. В некоторых странах эта лестница состоит из трех-четырех ступенек, а, например, в Швеции таких ступенек целых шесть. Соответственно, трудоемкость и затратность процедур таможенного оформления зависит от того, на какой ступеньке стоит участник ВЭД.

Основным критерием здесь является прежде всего отсутствие нарушений законодательства и прозрачность. Подчеркну - именно прозрачность, а не объемы внешнеэкономической деятельности. Прозрачность технологии, прозрачность бухгалтерии, причем не только связанной собственно с внешней торговлей, а и всей бухгалтерии фирмы в целом. В этом случае таможня может перенести основной упор проверки на предварительную стадию и пост-контроль. А самое дорогое время, когда груз проходит через границу и оформляется во внутренней таможне, будет минимизировано.

- Это главное преимущество. Однако повторю, что рассчитывать на такое отношение со стороны таможни может только тот, кто соблюдает правила игры. Как определить, на какую ступеньку сервисной лестницы по сказать, что требуется изменить более сорока законов и постановлений правительства. Одним махом эту проблему не решишь. Сейчас идет осмысление перспектив проекта. Изучается опыт, который есть за рубежом, в том числе и у наших соседей - в Прибалтике, Финляндии.

Скорее всего, идея будет проверена на практике с помощью пилотного эксперимента на нескольких пунктах пропуска. В качестве возможных вариантов рассматриваются Бурачки (российско-латвийская граница), Торфяновка (российско-финская граница) и Петухово (российско-казахстанская граница).

Важно подчеркнуть, что речь не идет об отмене всех видов контроля на границе, кроме пограничного и таможенного. Просто контроль будет осуществляться меньшим количеством служб с помощью единой информационной базы. Создание такой базы - ключевой вопрос на сегодня. Сейчас участники ВЭД вынуждены при пересечении границы носить во все инстанции по очереди практически одни и те же документы. Планируется, что будет сформирован единый пакет, который будет отдаваться при подходе к границе для проработки всеми контрольными службами. Если у какой-то из них появятся вопросы к участнику ВЭД, то разбираться с ним будут уже после того, как граница пересечена, не создавая проблем непосредственно на линии.

Беседу вел Алексей Путшцев
Журнал Таможня 19 от 18.10.05