15.01.07

Химики застраховались от логистических рисков

Крупные российские компании производят в год свыше 20 млн тонн удобрений. Продукция преимущественно экспортно ориентированная. Это вкупе с большими объемами делает удобрения одним из основных грузов для железнодорожников. Для гарантии перевозок химики вкладываются в перевалочные терминалы, содержат многотысячный парк минераловозов и продолжают его наращивать.

Удобрения подрастут

Основными игроками на рынке удобрений являются компании ЕвроХим , Сильвинит , Уралкалий , ФорАгро и Акрон . При этом 80% продукции этого сектора химической промышленности идет на экспорт. В части калийных удобрений экспорт достигает 90%.

По словам аналитика инвестиционной компании Тройка Диалог Михаила Стискина, в 2007 году значимого роста производства удобрений ждать не следует, поскольку мощности предприятий задействованы практически на 100%. В 2006 году относительно 2005 года наблюдался незначительный прирост производства на уровне 4 5% , рассказал аналитик Гудку .

По прогнозам же независимой научно-исследовательской и консультативной фирмы ООО АЗОТЭКОН , в 2007 году ожидается небольшой рост производства и объема перевозок порядка 2 2,5%.

Основными факторами роста генеральный директор компании АЗОТЭКОН Динам Алейнов называет прогнозируемое сохранение высокой конъюнктуры на международном рынке удобрений, а также повышение эффективности использования действующих мощностей предприятий.

При этом, по словам директора Ассоциации собственников подвижного состава Софьи Катковой, продукция химиков если и перевозится в приватных вагонах, то эти вагоны принадлежат самим химикам. Вагонная составляющая тарифа на перевозку грузов в данном специализированном подвижном составе не очень привлекательна. Она ниже, чем для цистерн, но несколько выше, чем для полувагонов. Отдельные собственники вагонов, которые бы купили минераловозы, чтобы делать бизнес на перевозках удобрений, мне не известны. В итоге парк стал активом производителей, который они были вынуждены иметь вне зависимости от вагонной составляющей тарифа для гарантированного вывоза своей продукции , уточнила Софья Каткова.

Однако, по мнению заместителя генерального директора группы компаний Евросиб Михаила Свердлова, в перевозках удобрений нельзя обойтись без участия независимых перевозчиков. Без привлечения вагонов частных компаний было бы весьма затруднительно обеспечивать эти перевозки с учетом того, что 80% специализированного подвижного состава уже отработало 18 20 лет при сроке эксплуатации 26 лет , отмечает представитель компании. Численность собственных минераловозов в Евросибе не раскрывают, но отмечают, что компания ежегодно перевозит порядка 2,2 млн тонн апатитового концентрата как российским производителям, так и на экспорт через северо-западные порты.

Компания не намерена прекращать перевозки химических грузов, поскольку рынок благоприятен. Экспортные цены на удобрения значительно выросли за последние годы. И производители, как никогда, нуждаются в подвижном составе , отметил господин Свердлов.

При этом в ОАО РЖД считают, что тарифные условия для перевозок удобрений частными компаниями уже сейчас вполне благоприятны. Комментарий директора по тарифам Центра фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО) ОАО РЖД Галины Зимовской также опубликован на этой полосе.

Свои вагоны ближе к делу

Действия по усилению логистического сектора производителей удобрений обусловлены тем, что компании экспортируют значительную часть своей продукции и стремятся устранить посредников и обезопасить себя от сбоев в логистических цепочках. Поэтому они имеют свои логистические компании либо подразделения, строят терминалы в портах, закупают в больших количествах специализированный подвижной состав, чтобы застраховаться от дефицита минераловозов , отмечает Михаил Стискин.

Как сообщил Гудку директор по закупкам и логистике ЕвроХим Павел Яковлев, для организации логистического бизнеса и управления железнодорожными и морскими перевозками грузов холдинга была создана 100% дочерняя компания Harvester Shipmanagement Ltd. Помимо интересов ЕвроХима логистическая дочка обслуживает сторонние заказы, например при долгосрочном фрахте суда, при отсутствии собственных грузов для перевозки, отдаются под перевозки грузов заинтересованных компаний. Объем перевозок грузов ЕвроХим в 2006 году остается приблизительно на уровне 2005 года порядка 16 18 млн тонн в год. Всего компания производит порядка 25 млн тонн продукции, часть из которой идет на внутреннее потребление и поэтому не перевозится.

Начальник транспортного отдела компании Сильвинит Владимир Маслаков рассказал Гудку , что компания не имеет дочернего транспортного предприятия. При этом Сильвинит обладает собственным вагонным парком из преимущественно новых 2660 вагонов-минераловозов. Вагоны приобретаются для того, чтобы хеджировать риски неподачи вагонов инвентарного парка РЖД при вывозе собственной продукции. Сильвинит привлекает порядка 400 500 вагонов парка РЖД. Закупка собственных вагонов продолжается. В конце 2006-го и начале 2007 года мы закупим еще 200 вагонов , отметил Владимир Маслаков. Точную сумму инвестиций в парк транспортник Сильвинита не уточнил, отметив при этом, что новый минераловоз в среднем стоит $40 тыс.

В компании Акрон не смогли прокомментировать работу своей логистической дочки , сославшись на реорганизацию транспортного сектора компании. При этом официальный сайт компании сообщает, что в ноябре 2003 года создано дочернее транспортно-экспедиционное предприятие ЗАО Акрон-Транс , основными задачами которого стали совершенствование транспортного обеспечения логистики, снижение транспортной составляющей в суммарных издержках компании . Оказался недоступным для комментария и специалист транспортной службы Уралкалия Петр Давыдов.

Приватная перевалка

Кроме парка подвижного состава химические компании оперируют и транспортной инфраструктурой. Павел Яковлев сообщил Гудку , что кроме подъездных путей предприятий компания оперирует также собственной грузовой станцией в Невинномысске и планирует реконструировать грузовую станцию в Новомосковске. Помимо железнодорожной инфраструктуры компания использует два портовых терминала. В Мурманском порту приобретен терминал Агросфера ( ЕвроХим владеет 85% акций актива). В декабре 2006 года начал работу терминал по перевалке продукции жидкой химии в Эстонии, в порту Силамяэ. Его строительство обошлось ЕвроХиму в 14 млн евро. Также в планы компании входит строительство балкерного терминала в порту Туапсе. Терминал планируется построить за 3 года, затратив на это $80 млн. В компании объясняют большую заинтересованность в создании собственных перевалочных мощностей тем, что после распада Советского Союза действовавшие на то время терминалы оказались за границей. Специализированных портов в России не осталось. А в Новороссийске, через который отчасти экспортируется продукция ЕвроХима , нет складских мощностей, и собственные вагоны компании используются как склады на колесах , говорит господин Яковлев.

Компания Сильвинит кроме подъездных путей также располагает грузовыми станциями погрузки и имеет собственный промышленный речной порт на Каме, обеспечивающий перевалку на речной транспорт порядка 800 тыс. тонн продукции предприятия в год.

Одной из основных проблем, с которыми сталкиваются химики в решении своих транспортных задач, обратная загрузка вагонов. При транспортировке апатита такой проблемы нет, так как полувагоны, в которых он перевозится, универсальны и груз для них находится. Но, поскольку удобрения в Россию не импортируются, специализированные вагоны возвращаются на предприятия холдинга из портов порожними, что повышает транспортные издержки за счет оплаты порожнего пробега , говорит Павел Яковлев.

Галина Зимовская, директор по тарифам Центра фирменного транспортного обслуживания ОАО РЖД :

Нельзя согласиться с тем, что собственникам вагонов не созданы тарифные условия для перевозок минеральных удобрений, если обратить внимание на их долю в перевозках, которая практически не зависит от вида сообщения и в среднем составляет около 70%.

Тарифы раздела 2 Прейскуранта 10-01 построены таким образом, что созданы равные условия перевозок грузов в специализированных вагонах различной принадлежности, в том числе при перевозке минеральных удобрений. Действующие тарифы на перевозку экспортных грузов через сухопутные пограничные переходы не обеспечивают такой же уровень вагонной составляющей для собственников вагонов, как во внутригосударственном сообщении и при перевозках на экспорт через российские порты. Но несмотря на это, при перевозках минеральных удобрений через сухопутные погранпереходы доля перевозок в вагонах других собственников также велика около 60%.

При этом следует учесть, что для всех собственников вагонов, кроме ОАО РЖД , вагонная составляющая не регулируется, что дает им возможность самим ее устанавливать, а также улучшать свои экономические показатели за счет оптимизации использования вагона, сокращения его оборота, в том числе и за счет сокращения непроизводительного простоя вагонов. В условиях колебания цен на минеральные удобрения собственник вагона находится также в более благоприятных конкурентных условиях по сравнению с ОАО РЖД , так как может регулировать свою вагонную составляющую и соответственно общую транспортную составляющую в договорах с грузоотправителями.

В настоящее время проводится поэтапная унификация тарифов на грузовые железнодорожные перевозки независимо от вида сообщения, которая должна завершиться к 2009 году. Применение единых тарифов на грузовые перевозки независимо от вида сообщения позволит создать более привлекательные условия для собственников вагонов при перевозке грузов на экспорт. Но при этом не следует забывать о дополнительной тарифной нагрузке на пользователей услугами железнодорожного транспорта на внутреннем рынке.

Гудок 15.01.2007