18.12.08

И каждый думал о своем

Перегонщики автомобилей спешат до введения новых таможенных пошлин на подержанные иномарки ввезти как можно больше машин в Калининградскую область. Однако на их пути встала таможня, которая, по мнению бизнесменов, намеренно затягивает процедуру оформления ввозимых авто на пунктах пропуска. Это уже привело к акциям протеста и выяснению отношений между таможней и предпринимателями.

Эксперты считают, что ситуация создана искусственно - таможня стремится любыми способами собрать как можно больше средств в бюджет следующего года.

Проблемы у калининградских автоперегонщиков начались после того, как российское правительство объявило о повышении с 2009 года ввозных пошлин на подержанные иномарки. Согласно проекту постановления Правительства РФ, ввозные пошлины на автомобили возрастом от 3 до 5 лет будут увеличены с 25% до 35%, а автомобили старше 5 лет будут облагаться пошлиной в размере 100% таможенной стоимости. Продавцы решили в последний месяц действия старых пошлин ввезти в РФ автомобили впрок. Однако, как заявляют автоперегонщики, с 29 ноября таможня фактически перестала оформлять автомобили с транзитными номерами на погранпереходе Мамоново-Гроново (российско-польская граница).

Обычно через этот пункт пропускали около 80 автомобилей в день, а с конца ноября таможенники оформляли 5-10 машин в сутки. Чтобы усложнить процедуру оформления документов, таможенники потребовали у водителей личного присутствия хозяев ввозимых машин, хотя такой нормы нет в законе, и машину можно перемещать через границу по генеральной доверенности.

Возмущенные водители обратились к областному начальству. На время проблема была урегулирована, и таможня начала работать в нормальном режиме, но уже 1 декабря оформление документов опять застопорилось, и вечером водители перекрыли шоссе, ведущее к границе со стороны Калининградской области.

В ситуацию вмешались руководство областного ГИБДД и глава администрации Мамоново Олег Шлык. Начальственного окрика хватило ненадолго, и в последующие дни таможня вновь снизила темпы работы. Перевозчики 8 декабря митинговали уже у здания Калининградской областной таможни (КОТ). К пикетирующим вышел первый заместитель начальника КОТ по таможенному контролю Сергей Амельянович. Он не согласился с тем, что таможня работает плохо, однако косвенно подтвердил, что темпы оформления документов в последнее время заметно снизились.

В частных беседах сотрудники таможни объяснили, что есть устные указания от высокого начальства из Москвы заморозить сбор таможенных платежей, так как план по перечислениям в бюджет в этом году уже выполнен. По словам таможенников, начальство боится, что в связи с падением импорта в следующем году не удастся собрать большое количество средств - вот и пытается создать хоть какой-то задел. Начальник аналитического управления Федеральной таможенной службы (ФТС) Владимир Ивин, в свою очередь, заявил корреспонденту “Росбалта”, что такие высказывания являются самодеятельностью. “Мне ничего не известно о таких указаниях. Если бы Калининградская таможня и получала какие-то распоряжения, то не из Москвы, а из Санкт-Петербурга”, - подчеркнул он. По словам Ивина, таможне невыгодны задержки товаров на границе, так как “в последние 2 месяца у нас есть проблемы с платежами”. Кроме того, нет необходимости создавать очереди в пунктах пропуска - можно просто поставить машины на таможенные склады.

- Сегодня у нас на границе все работает в нормальном режиме, - сообщила пресс-секретарь Калининградской областной таможни Оксана Иванова. “Они нормально работают после того, как начальство им даст по башке, завтра, когда начальство будет смотреть в другую сторону, очередь может опять скопиться”,- констатирует главный редактор газеты “Авторынок Калининграда” Дмитрий Пискунов. Он считает, что такие меры лишь обостряют социальную обстановку в регионе.

Сергей КОВАЛЬЧЕНКО, ИА “Росбалт”