06.12.04

И порты, и дороги России нужны

На карте Ленинградской области Кингисеппский район похож своими очертаниями на курицу, смело шагнувшую в воды Финского залива. Между головой и хвостом курицы - Лужская губа, где строится Усть-Лужский морской торговый порт. Двенадцать лет прошло с тех пор, как вбили там первый колышек и произнесли речи о том, каким славным будет этот порт и как он разбудит к новой жизни все окружающее.

...Асфальт с пригорка спускается вниз и обрывается. Открывается простор. Простор ровной песчаной площади, на которой торчат стрелы кранов и проползают грузовики с новой порцией песка. Слева - место будущей паромной переправы Усть-Луга - Калининград - порты Германии. Справа - засыпаемая площадка под терминал минеральных удобрений. Усть-Лужский - первый порт России, полностью насыпной. В 2003 году здесь открыт угольный терминал, отгружающий до 60 тыс. тонн угля в месяц. За ним стоят в очереди суда из Швеции, Финляндии, Германии. Однако то, что сегодня работает, - это пока 30% объекта. Будут построены вторая и третья очереди терминала. Сейчас уголь, подвезенный по железной дороге, лежит навалом прямо на причале. Но уже построено складское хозяйство, ведется строительство станции разгрузки вагонов.

Владелец угольного терминала - компания `Ростерминалуголь` - не испытывает проблем с кадрами. Местные жители стремятся устроиться сюда на работу, ведь зарплату до 10 тыс. руб. на других местных предприятиях не заработаешь. Сейчас только отложенных заявлений о приеме на работу у начальника строящегося комплекса - 160. Они пригодятся, когда строители уйдут, а для эксплуатации погрузочного хозяйства потребуются 300 специалистов высокой квалификации. От перспективы порта дух захватывает. Но у тех, кто живет в портовой зоне, дух захватывает и от другого. Дороги, под тяжестью большегрузных машин, во многих местах разбиты. А пешеходные зоны никто не предусматривал.

`Порты России нужны, кто спорит, но почему мы должны страдать?` - спрашивают жители. И летят жалобы во все инстанции, вплоть до канцелярии президента. На словах все соглашаются, что восстанавливать разрушенное надо, а на перспективу вообще следует предусмотреть постройку специальной дороги для большегрузного транспорта, но переходить от слов к делу никто не торопится. И воронки на дорогах в районе портовых сооружений становятся все глубже. Несколько слов следует сказать о взаимоотношениях строителей с местным муниципалитетом, об увязке интересов компаний, затеявших столь масштабное дело, с интересами территории. Поскольку порт Усть-Луга имеет стратегическое значение для экономики России, то логичными представлялись ожидания, что стратегический вклад будет внесен и в социально-экономическое развитие района. Но сегодня эти ожидания не оправдываются.

Магия первоначальных обещаний руководителей `Компании `Усть-Луга`, выступающей в роли заказчика, давно рассеялась. К тому же ничем документальным данные обещания не подтверждаются. Как ни парадоксально, есть только один документ, где сформулированы какие-то обязательства `Компании `Усть-Луга` перед местным самоуправлением Кингисеппского района. Это Программа социальной помощи расположенным в зоне порта Сойкинскому и Усть-Лужскому административным округам на 695,3 тыс. руб. в 2004 году.

Неизвестно, будет ли действие этой программы продолжено на 2005-й и последующие годы. Правда, заказчик порта просит не забывать, что выделяет средства району на проведение праздников. Одним словом, речь идет о разовой благотворительности, а не о последовательном инвестировании в социальное развитие.

Чтобы ситуацию изменить, местная администрация направила `Усть-Луге` и ее партнерам - `Ростерминалуглю`, ООО `Стивидорная угольная компания`, ОАО `Балтийский контейнерный терминал`, ОАО `Балтийский паром`, `Ростерминалруде`, `Роснефтьбункеру`, `Балтийскому зерновому терминалу` проекты соглашений о социальном партнерстве. В этих проектах определили основное, в чем нуждается район: принять долевое участие в программах местного развития и реализации значимых для муниципального образования проектов; предусмотреть затраты на ремонт и расширение автомобильных дорог; заложить в смету средства на обучение местной молодежи профессиям, необходимым в порту; обеспечить постановку на учет в налоговой инспекции по Ленинградской области своих подрядных организаций; опираться на возможности местных предприятий.

Однако проекты соглашений встречены вежливым молчанием, а конкретная практика строителей им во многом противоречит, в частности по кадровому вопросу: подготовкой будущих специалистов на месте `Компания `Усть-Луга` и ее дочерние предприятия не занимаются. И вывод, который делают в муниципалитете, прост: обеспечить какое-то реальное партнерство со строителями порта и реальный их вклад в развитие территории можно только в том случае, если вопросы жестко поставлены на начальном этапе, когда отводится земля под строительство и заключается договор аренды земельных участков. Иначе ничего не добьешься.

И все-таки от портовых сооружений, которые поднимаются `по мшистым топким берегам`, действительно дух захватывает. И, думается, они в состоянии изменить экономику района и области.

Экономика и время 06.12.04