10.11.09

Идет борьба за каждую копейку

Очередное заседание коллегии ФТС России состоялось накануне Дня таможенника РФ, и глава службы Андрей Бельянинов, прежде чем ее участники приступили к плановому рассмотрению повестки дня, подвел краткие итоги работы Федеральной таможенной службы с начала года, сказав, что к своему празднику «таможенники подошли на хорошей мажорной ноте».

Андрей Юрьевич поздравил таможенников и их семьи с праздником, дав высокую оценку работе службы, «органично встроенной в государственную систему и дающей хорошие результаты».

По его мнению, на новом уровне была проведена и очередная, десятая по счету, выставка «Таможенная служба-2009», которая обозначила новые горизонты для ее организаторов и участников. Основной акцент в будущем должен быть сделан на информационные технологии. По словам Андрея Бельянинова, с помощью широчайшего внедрения передовых информационных технологий таможенная служба перейдет на качественно новый уровень развития. Необходимо использовать эту возможность, тем более, что и бюджетное финансирование позволяет это.

Руководитель Федеральной таможенной службы также отметил эффективную работу правоохранительного блока. По его словам, 99 процентов выявленных случаев коррупции и противоправных действий в рядах ФТС России – это результат работы службы внутренних расследований.

Таможенники, несмотря на кризисные времена, уже перечислили в бюджет страны более 2,5 триллиона рублей. По словам Андрея Бельяни-нова, работа под девизом «Борьба за каждую копейку» приносит свои плоды, и есть надежда, что плановое задание в 3,4 триллиона рублей будет выполнено. Так что, заключил глава службы, «мы все заслуживаем поздравления!».

Экспорт леса и лесоматериалов – немалая статья доходов государственного бюджета. Так, в 2008 году было экспортировано 56 493 тысяч тонн лесоматериалов (обработанных и необработанных) общей стоимостью 10 130 миллионов долларов. При этом отмечается, что стоимость экспортированных лесоматериалов увеличилась по сравнению с 2007 годом на 13 процентов. За девять месяцев текущего года по сравнению с аналогичным периодом прошлого отмечается снижение стоимостных и количественных показателей экспорта на 43 процента по стоимости и на 32 процента по объему. В целом же за последние пять лет тенденции основных показателей экспорта леса и лесоматериалов за некоторыми особенностями полностью соответствуют складывающимся тенденциям показателей других экспортно-сырьевых товаров.

По словам основного докладчика по теме «Организация таможенного оформления и таможенного контроля леса и лесоматериалов», начальника Главного управления организации таможенного оформления и таможенного контроля ФТС России Дмитрия Некрасова, «лесная» тема часто становится предметом обсуждения в разных ведомствах, в том числе и в таможенном. Не секрет, что отсутствие общих правил в этой сфере порождает множественные нарушения, что, в конечном итоге, может иметь глобальные последствия. Ведь, по словам Д.Некрасова, «лес – это возобновляемый ресурс и если им правильно распорядиться, его хватит и на нас, и на следующие поколения».

Таможенные органы, заметил он, давно занимаются этими проблемами и достигли определенных результатов. Например, увеличились показатели таможенной стоимости вывозимых лесоматериалов и показатели средней загрузки леса, перевозимого в железнодорожных полувагонах и на платформах. Это позволило оптимизировать процессы таможенного оформления и контроля, не снижая достоверности декларирования данных товаров. Организована работа по сокращению мест отгрузок и созданию предпосылок для создания «лесных терминалов», расположенных в непосредственной близости от железнодорожных станций и лесоперерабатывающих предприятий. Наиболее эффективно такая работа ведется в тех таможнях, которые наладили и поддерживают деловые отношения с главами администраций субъектов РФ, управлениями железных дорог.

По словам Дмитрия Некрасова, проведена значительная работа по упорядочению таможенного оформления и контроля, а также выработки единых подходов в координации и взаимодействии в системе таможенных органов. Проблемные вопросы, связанные с осуществлением контроля экспорта лесоматериалов, постоянно обсуждались на заседаниях коллегий региональных управлений, в том числе и совместных. Приказ ФТС России от 29 октября 2007 года № 1327 «О местах декларирования отдельных видов товаров» определил места декларирования товаров, квалифицируемых в товарных позициях 4401, 4403, 4404, 4406, 4407 в соответствии с ТН ВЭД России, вывозимых с российской таможенной территории и помещаемых под таможенный режим экспорта.

В настоящее время, сказал начальник ГУОТОиТК, декларирование необработанной древесины и древесины незначительной степени обработки производится на 148 таможенных постах (до издания вышеназванного приказа постов было 668). Однако не все они технически оснащены для контроля товаров этой специфической группы, зачастую таможенный досмотр ведется с помощью линейки. Кроме того, заметил он, «сохраняется чехарда в измерении, действуют разношерстные методики от разных ведомств» и участники ВЭД вправе их использовать. По заказу ФТС России в 2007 году были разработаны четыре методики выполнения изменений (МВИ), которые аттестованы Ростех-регулированием и внесены в Федеральный реестр методик выполнения изменений, применяемых в сферах распространения государственного метрологического надзора.

Указанные МВИ применяются при таможенном контроле лесоматериалов в условиях приграничного пункта пропуска для изменения вывозимого объема лесоматериалов в натуральном выражении (как с корой, так и без коры, а также с учетом фактической длины бревен) для достоверного исчисления таможенных платежей. Однако с учетом того, что на законном основании используются и другие методики МВИ, судебные разбирательства нередко заканчиваются не в пользу ФТС России. «Важно создать единую методику, которая бы использовалась и таможенными органами, и участниками ВЭД», – заключил Дмитрий Некрасов.

Большую помощь в решении проблем мог бы оказать электронный поштучный учет, который способствовал бы «выведению учета лесоматериалов из подполья». Однако решение, принятое на заседании коллегии ФТС России в Томске в мае 2007 года, о распространении эксперимента по электронному поштучному учету экспортируемых лесоматериалов из СТУ на другие региональные управления, так и не воплотилось в жизнь. Причины носят объективный характер, а решение вопроса упирается в межведомственный характер. Но это перспективное направление, поскольку электронный поштучный учет позволяет в дальнейшем внедрить единый электронный документ, свидетельствующий о законности заготовления и оборота древесины.

О конкретных сложностях, возникающих с применением МВИ при таможенном оформлении и контроле леса и лесоматериалов, говорил начальник Бурятской таможни Виктор Томин. В регионе деятельности этой таможни 91 процент леса и лесоматериалов экспортируется железнодорожным транспортом. При этом, заметил он, «нормально оборудовано лишь одно погрузочное место».

Ясно, что возникающие проблемы невозможно решить без ОАО «РЖД». Поэтому Федеральная таможенная служба направила ряд предложений железнодорожному ведомству, в частности, об оборудовании железнодорожных пунктов пропуска, оснащении их необходимым техническим оборудованием. Имеются в виду автоматизированные системы коммерческого осмотра поездов и вагонов (АСКО ПВ), позволяющие определять габариты загрузки подвижного состава и вес перемещаемого в нем товара в движении. Кроме того, ФТС России предлагает ОАО «РЖД» издать распорядительный документ, устанавливающий требования об обязательном использовании открытых железнодорожных платформ при осуществлении международных железнодорожных перевозок круглых лесоматериалов.

По словам Дмитрия Некрасова, в настоящее время количество, содержание уголовных дел и дел об АП свидетельствуют о том, что экспорт леса, лесоматериалов и продукции деревообработки продолжает оставаться наиболее криминогенной сферой внешнеэкономической деятельности.

По фактам контрабанды леса и лесоматериалов за восемь месяцев 2009 года таможенными органами возбуждено 392 уголовных дела. В связи с нарушением таможенных правил при перемещении леса и лесоматериалов с начала текущего года таможенныпредотвращения преступлений, связанных с незаконным перемещением леса и лесоматериалов, незаконной заготовкой и оборотов древесины в России, а также для кардинального улучшения ситуации, связанной с оборотом необработанных лесоматериалов и лесоматериалов, прошедших незначительную степень обработки, выходит далеко за рамки компетенции таможенных органов и носит межведомственный характер. Так что организация эффективной системы таможенного контроля и пресечение незаконного экспорта леса и лесоматериалов невозможна без тесного сотрудничества с Минсельхозом, Минпромторгом, Минэкономразвития, МВД, ФСБ, Минприроды, Ростехрегу-лированием. Необходимо также внести ряд изменений в законодательные и нормативные акты.

Кроме того, участники коллегии заслушали выступления начальника Центральной энергетической таможни Владимира Всеволожского и его сотрудников по совершенствованию таможенного оформления и контроля энергоносителей.

ми органами также возбуждено 2 241 дело об административных правонарушениях. По результатам рассмотрения дел назначены административные наказания в виде штрафов на общую сумму более 366,6 миллиона рублей. Наиболее распространенными способами совершения правонарушений являются недекларирование либо недостоверное декларирование (занижение объемов экспортируемых лесоматериалов, либо декларирование особо ценных пород под видом сорняковых пород), а также обманное использование документов. При экспорте в таможенные органы представляются поддельные фитосанитарные сертификаты, внешнеторговые контракты и учредительные документы организаций-экспортеров.

Коллегия заключила, что принимаемые ФТС России в рамках своей компетенции меры нельзя рассматривать как достаточные и исчерпывающие, позволяющие сказать о достигнутом конечном результате в части достоверного декларирования лесоматериалов и пополнения федерального бюджета. Однако определение путей

Живое обсуждение вызвали выступления начальника Главного управления тылового обеспечения Сергея Комличен-ко, рассказавшего о высвобождении и реализации движимого имущества, находящегося в оперативном управлении таможенных органов, а также начальника Аналитического управления Владимира Ивина, проинформировавшего о Перечне тамо-женно-логистических терминалов, которые целесообразно создать в 2010-2011 годах.

По словам Владимира Ивина, необходимость в Перечне продиктована тем, что планы по созданию ТЛТ есть уже не только у таможенных органов, но и в бизнес-сообществе. Проект, в частности, предлагает три типа классификации ТЛТ по мощности: класс С – от 50 транспортных средств в сутки, класс В – от 50 до 300 транспортных средств в сутки, класс А – свыше 300 транспортных средств в сутки. Кроме того, в Перечне содержится информация об инициаторах создания ТЛТ и другие подробности.

По традиции, по окончании коллегии в преддверии Дня таможенника Российской Федерации глава ФТС России наградил ряд должностных лиц таможенных органов.

Валентина ДУДКОВА

Журнал "Таможня" 10.11.09