06.06.14

Импорт из Японии в Приморье: приоритет ввозимой техники и долгая "растаможка"

"Совершенствование таможенного администрирования" пока не привело - по мнению японцев - к значительным прорывам в международной торговле

Импорт японских товаров, осуществляемый на территорию РФ и стран-участниц Таможенного союза через пункты пропуска в Приморском крае, оценивается самими японцами как весьма непростой – импортерам по-прежнему не нравиться долгая "растаможка", простои в портах, невыстроенная логистика. Вместе с тем приоритетом в поступающем из Японии грузопотоке остаются транспортные средства, продовольствия же ввозится крайне мало, сообщает корр. РИА PrimaMedia.

В ходе недавнего интервью РИА PrimaMedia генеральный консул Японии во Владивостоке господин Ито Нобуакиотметил, что так называемая "растаможка" и длинные административные процедуры являются главными проблемами для ведения бизнеса японцами в Приморье. Долгие простои в портах, не всегда эффективная логистика и бюрократические проволочки поднимают стоимость товаров и проектов, считает генконсул Японии.

По данным Дальневосточного таможенного управления, за 2013 год через пункты пропуска в Приморском крае на территорию РФ было ввезено 583,761 тысяч тонн разнообразных товаров общей задекларированной стоимостью в 2,178 млн долларов США.

Львиную долю японского импорта составили машины, средства наземного транспорта и их части , а также изделия из черных металлов – всего 430,421 тысяч тонн на 1,789 млн долларов.

Продовольствие же из Японии поставлялось в РФ через Приморский край практически на уровне статистической погрешности – 4,754 тысячи тонн рыбы, моллюсков и ракообразных, 753 тонны - по разделу "разные пищевые продукты", чуть более 5 тысяч тонн - сахар, кофе, какао, чай, сладости, напитки и уксус.

Напомним, что Федеральная таможенная служба России (ФТС) "лоббирует" инициативы, согласно которым предлагается – в виде эксперимента - возложить все функции контроля за грузами участников внешнеэкономической деятельности в двух пунктах пропуска в Приморье исключительно на таможенников. С 1 сентября 2014 года, считает ФТС, в пунктах пропуска "Пограничный" и "Восточный" импорт-экспорт не должны контролировать ни санитары (Роспотребнадзор), ни ветеринары (Россельхознадзор).

Такой "таможенный передел", по мнению инициаторов, позволит "усовершенствовать государственный контроль в пунктах пропуска через границу". В целом же таможенники утверждают, что задержки грузов в пунктах пропуска – не "их рук дело", а именно санитаров, ветеринаров и даже самих участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД).

Что интересно, определенное "предубеждение" ФТС по отношению именно к ветеринарной службе по каким-то причинам получило очень широкое распространение в умах больших чиновников, в ходе инспекторских поездок в Приморье уделяющих внимание и выполнению дорожной карты "Совершенствование таможенного администрирования".

Между тем, по данным управления Россельхознадзора по Приморскому краю и Сахалинской области, за 2013 год из Японии через пункты пропуска на границе, находящиеся в зоне ответственности терруправления, было ввезено 6 тысяч тонн подконтрольной ветеринарам продукции. Как пояснили корр. агентства в пресс-службе терруправления, в основном из Японии поставлялась рыбопродукция, как правило - сайра, которая традиционно ввозится в Приморский край.

Также пресс-служба территориального управления Россельхознадзора ранее отмечала, что инспекторами управления на оформление и выпуск одной партии подконтрольного ветеринарам груза затрачивается в среднем около 3 часов. Это время складывается из ветконтроля непосредственно на борту судна - от 1 часа 15 минут до 1,5 часов - и на ветеринарного контроля на складе временного хранения (СВХ) - около 1,5 часов.

Как ранее сообщал "Коммерсант", такие показатели позволяют усомниться в доводах таможенников – получается, что долгое нахождение импортных грузов в портах Приморья обусловлено отнюдь не "избыточной" деятельностью ветеринаров.

От редакции агентства добавим, что в случае с импортом из Японии ветеринары также вряд ли способны сильно "испортить статистику" - в силу незначительной доли подконтрольных им грузов в общей структуре товаров из Японии, пересекающих границу РФ в Приморском крае.

Любопытно, что по приведенному в публикации "Коммерсанта" мнению таможенников, долгое нахождение грузов на СВХ обусловлено также "неорганизованностью" самих участников внешнеэкономической деятельности.

Вместе с тем, как ранее сообщало РИА PrimaMedia, даже 10-тидневное нахождение контейнера на складе временного хранения (СВХ) обходится грузополучателю в "кругленькую" сумму. В связи с этим странно было бы предполагать, что участники ВЭД в массе несут такие издержки из-за собственной неорганизованности.

Также напомним, что летом 2013 года в ходе визита в Приморский край первого вице-премьера Игоря Шувалова под его председательством состоялось совещание в Восточном порту (Находка). В ходе совещания Шувалов, в частности, заявил, что в России оформление грузов на таможенных постах "должно быть как в первоклассных портах – занимать сутки-двое".

Вместе с тем, как сообщил источник агентства из краевой администрации, на совещании представителями таможни были озвучены данные о реальном положении дел. Так, среднее время, которое контейнер проводит в порту, составило в июне 2013 года немногим более 10 дней.

По словам источника, в прошлом году сроки нахождения контейнеров в порту были еще больше (до 15 дней), что и дало повод приморским таможенникам сообщить и Шувалову, и общественности о "положительной динамике" в выполнении мероприятий дорожной карты "Совершенствование таможенного администрирования".

Напомним также, что в 2014 году Дальневосточное представительство Агентства стратегических инициатив планирует провести проверку таможенных процедур в Приморье по методу "тайного покупателя". Такую задачу поставил в конце 2013 года на заседании Экономического совета при президенте РФ глава государства Владимир Путин.

PrimaMedia