20.01.10

Импорт разувают

Российская таможня в два раза увеличила минимальную таможенную ставку на импортируемую кожаную обувь. В распоряжении СМИ попал внутренний документ ФТС «Профиль рисков на импортируемую в Российскую Федерацию обувь». С начала года пара кожаных ботинок, произведенных в европейских странах и США, оценивается не ниже $ 30, китайская - не ниже $ 21.

Новая минимальная таможенная стоимость повлияет и на ввозные платежи импортеров. Таможенная пошлина на обувь составляет 10%, а посему отныне с каждой пары китайской обуви придётся платить $2, а европейской и штатовской - $3. Естественно, что увеличение таможенной пошлины повлечёт за собой и рост цен на российском обувном рынке.

Эксперты полагают, что розничная цена будет расти непропорционально повышению платежей. Это объясняется необходимостью содержать складские помещения, ведь в розничную продажу обувь идет по полной предоплате и, как правило, за сезон полностью не расходится. По прогнозам специалистов, импортная кожаная обувь весной может подорожать ещё на 10-15%.

Согласно данным Росстата, по сравнению с декабрём 2008 года в конце прошлого года цены в России поднялись на 10,1%. При этом кризис почти не повлиял на спрос на дешёвую обувь. Объёмы продаж упали за счёт престижных марок. Что и понятно, в кризис не до жиру, а ходить всё-таки в чём-то надо.

Не исключено, что некоторые из импортёров пойдут и на явное нарушение таможенного законодательства - станут регистрировать на свой страх и риск в товарных накладных внешнеэкономической деятельности кожаную обувь, в качестве резиновой или синтетической. Ввозные пошлины на неё ниже...

К этому стоит добавить, что как указано на сайте «Национального обувного союза», рынок в обуви в 2009 году сократился до

$ 10 млрд, то есть на 20% по сравнению с предыдущим годом. Согласно тем же данным, 90% российского обувного рынка приходится на импорт, из которого 85% приходится на китайскую обувку. По данным Российского союза кожевников и обувщиков в прошлом году, согласно в страну было ввезено порядка 300 млн. пар обуви. На треть - это кожаная обувь.

По данным Росстата, в первые 11 месяцев прошлого года доля импорта текстиля, текстильных изделий и обуви среди ввозимых товаров составила 5,9% (в январе-ноябре 2008 года - 4,4%). Стоимостный объем ввоза текстильной и обувной продукции по сравнению с аналогичным периодом прошлого года снизился на 17,4%.

Так же, как и прочие меры, предпринимаемые ФТС по отношению к другим группам импорта, повышение минимальной таможенной стоимости на кожаную обувь, по идее, должно способствовать развитию российских производителей. Однако, как выше уже отмечалось, в настоящее время отечественная обувь составляет всего 10% на российском рынке.

В свое время в России на импортируемые обувь и одежду были установлены достаточно высокие таможенные пошлины - 25%. Попытка таким образом поддержать отечественного производителя плодов не принесла.

Дальнейшие действия были нелогичны: пошлину на обувь снизили до 10% от стоимости товара, зато подняли на ввозимые из-за рубежа комплектующие для обувной промышленности. Проблемы с комплектующими стали одной из причин того, что отечественные производители обуви оказались не в состоянии насытить внутренний рынок. В России, например, всего 3 завода, поставляющие кожу обувщикам, и нет ни одного предприятия производящего мех для подкладки, недостаточно производителей подошв и колодок.

В прошлом году отечественные обувщики обратились с письмом к премьер-министру с просьбой вернуть 25-процентную импортную пошлину. По мнению отечественных производителей обуви, подобная мера позволит им нарастить объемы производства минимум в 2 раза.

Стоит заметить, что в своё время Китай, который ныне занимает до 80% мирового обувного рынка, вкладывал немалые средства в развитие обувной промышленности. Были созданы «шуз-сити» - в нескольких городах были сконцентрированы не только собственно обувные фабрики, но кожевенные заводы, а также предприятия, производящие всё необходимое для обувщиков.

Что ж защищать отечественного производителя надо. Но вот в чём вопрос, не останется ли Россия разутой? Ведь даже при подобных прогнозах российских обувщиков, доля отечественной обуви на российском рынке все равно не возобладает над импортом. А без снижения пошлин на импортируемые комплектующие и вовсе рискует поставить обувной рынок в очень непростую ситуацию.

Не исключено, что ввиду новых условий на рынке, кому-то из импортёров обуви придётся переориентироваться на другие виды товаров. Доходность обувного бизнеса, по словам импортеров, относительно невелика. Средняя закупочная цена колеблется от $5 до $ 15 за пару. Розничные же цены находятся на уровне - $40-50. Рентабельность при этом не превышает 10%. Остальная «накрутка» идёт на уплату налогов, накладные расходы и торговые издержки.

bigness.ru; 19.01.2010