15.03.05

Импортерам теперь придется полностью легализовать бизнес, увеличивать его прозрачность

На них ополчились не только наши надзорные органы, но и западные: ужесточилось законодательство многих стран по противодействию отмыванию доходов. Крупные юридические компании кричат караул от наплыва клиентов, которых прежде заботило лишь законное снижение налогов и сохранение прибыли, в том числе и за счет прелестей свободных экономических зон. "Те офшоры, которые были раньше, становятся неактуальны, - подтверждает замначальника отдела по иностранным инвестициям и валютному контролю департамента экономической безопасности МВД Руслан Николаевский. - А те, кто помимо минимизации налогов еще и уходит от таможенных платежей, квалифицируются как контрабандисты". Именно он вчера на конференции по проблемам кредитования российского импорта обнародовал вдохновляющую надзорные органы статистику. По информации Руслана Николаевского, в 2004 году было заведено 2000 уголовных дел по контрабанде, 1300 из которых были направлено в суд. Общая сумма нанесенного ущерба составила более 7 млрд. рублей. В наступившем году этот показатель уже достиг 1 млрд.

Принято считать, что проблемы с кредитованием возникают в основном у российских экспортеров. Те, кто занимается импортом, как правило, благополучно "вписывались" в цепочку поставок. Более того, им даже удается успешно избегать драконовских российских налогов путем создания фирм-однодневок для конкретной поставки или даже специальных торговых домов где-нибудь на Кипре. Таким образом, получалось, что, загоняя часть своего бизнеса в тень, фирма становилась "серой", провозила товар через границу без нарушений закона и серьезно экономила на "попутных" расходах. Однако, как сообщил председатель президиума коллегии адвокатов Валерий Тутыхин, начиная с конца прошлого года ситуация в корне изменилась: "Будущее импортного бизнеса в России лежит в постепенном отказе от агрессивных методов снижения издержек, в выходе на рынки финансирования и формировании торговых холдингов для капитализации бизнеса".

В результате у "старых" бизнесменов появился повод опасаться за свою собственность. Принципы построения схем поставки импорта, как разъясняет адвокат Виктор Раднаев, были разработаны еще в начале 1990-х годов. Они, конечно, доказали свою эффективность, но потеряли актуальность, в том числе и из-за массы новых документов, призванных усилить надзор за финансовыми потоками, плюс постановления Верховного суда о легализации имущества, "нажитого преступным путем". В результате практически все руководители, которые активно участвовали в управлении сторонними компаниями и параллельным бизнесом, оказались вне закона и под подозрением во владении таким имуществом. "В уголовное право произошло проникновение "теневого" директора, причем в довольно крупных компаниях, - комментирует Виктор Раднаев. - Это, в частности, сказалось и на всем известном "деле ЮКОСа".

Получается, сам смысл построения "серых" схем себя изжил. Западные компании не идут на сделку, как только узнают, что фирма имеет льготное налогообложение.

"У владельцев российских торговых компаний множество причин создавать за рубежом специальные закупочные компании, - комментирует адвокат John Tiner&Partners Савва Босхомджиев. - В первую очередь это уход от российских юридических ограничений и рисков и невозможность прямых контрактов с поставщиками. Поэтому основным корпоративным инструментом международной торговли долго были офшорные компании. Однако лозунги по борьбе с финансированием терроризма и борьбе с отмыванием преступных доходов свели на нет выгоду офшоров". Адвокат пояснил, что в результате офшорные зоны попали в так называемые "черные списки" Международной группы по борьбе с отмыванием средств, полученных преступным путем (ФАТФ), и финансовых разведок разных стран. Компании же, находящиеся под какой-нибудь офшорной юрисдикцией, подвергаются дискриминации.

Впрочем, эти списки быстро устаревают. А все, кто проверяет торговую схему на "чистоту", по-прежнему пользуются старыми. И если в реквизитах счета офшорной компании значится российский офис, компания тут же попадает "на карандаш" ФАТФ и Интерпола. Данными же Интерпола довольно часто пользуются наши налоговики. Со всеми вытекающими.

Тем не менее юристы уверены, что выход есть. И этот выход - в сотрудничестве с банками, обслуживающими импортные операции и сделки. Они, как правило, имеют гарантии крупных мировых банков под поставки товаров на условиях, похожих на кредитование и лизинг. Западные банки, конечно, не идут на кредитование российских компаний - таких фактов единицы. Зато это, как уверяют банкиры, обеспечивает раскрытие информации о компании и перевод ее дел с "серых" рельс на "белые".

У предпринимателей первой волны появился повод опасаться за свою собственность.

Независимая газета 15.03.05