06.12.07

Импортеров озадачили подложными письмами

Скандал с исключением постов Балтийской таможни из списка пунктов, в которых можно декларировать импортируемое в страну мясо и мясопродукты, получил неожиданное продолжение. По информации Ъ, вчера нескольким импортерам по электронной почте пришло сообщение о том, что приказ касается только перевозок автотранспортом. Сообщение было подписано Национальной мясной ассоциацией. Однако там заявили, что отношения к рассылке не имеют. Тем временем сотрудники Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ) вчера обратились в Федеральную таможенную службу (ФТС) с просьбой разрешить декларирование мяса на постах Балтийской таможни, расположенных в Морском порту Санкт-Петербург.

О конфликте, возникшем между таможенными органами и импортерами мяса, Ъ рассказал вчера. В середине февраля в силу вступит приказ Федеральной таможенной службы №1283, в соответствии с которым в Санкт-Петербурге декларировать мясо и мясопродукты можно будет только на постах Пулковской таможни (аэропорт Пулково) и Санкт-Петербургской таможни (посты в промзонах Парнас и Шушары). Шесть постов Балтийской таможни в морском порту, через которые сейчас проходит около 80% всего российского импорта мяса (по подсчетам участников рынка, это более 2 млн тонн в год), в список не попали.

Более того -- по данным Ъ, в течение полутора-двух последних недель таможенники проверяли поступающий через порт товар намного тщательнее, чем обычно. Как рассказал на условиях анонимности один из представителей стивидорных компаний, инспекторы наблюдали за процессом выгрузки, проверяли не менее 10% груза в каждой машине и только после этого давали разрешение на выпуск груза из порта. До этого брокер просто приходил с таможенным инспектором на борт судна и подписывал там все необходимые документы. Тот же топ-менеджер одной из стивидорных компаний рассказал, что буквально вчера таможенники вернулись к старой, не столь строгой схеме оформления.

Балтийская таможня была исключена из списка постов, где может декларироваться мясо, под флагом борьбы с незаконным ввозом продукта. "Основная идея состояла в том, чтобы обеспечить возможность полного контроля и уменьшить возможности для нелегального ввоза мяса, -- говорит председатель Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин. -- Другое дело, что приказ был подготовлен без обсуждения с операторами рынка и не были просчитаны логистические последствия. Сложность состоит еще и в том, что импортер должен заранее решить, на каком посту будет растаможивать товар, чтобы предоставить туда все необходимые документы. А сделать это в ситуации неопределенности, в которой они находятся сейчас, сложно".

Вчера импортеры рассказали также, что якобы получили от Национальной мясной ассоциации разъяснения заместителя начальника ФТС Владимира Зубкова. В тексте, пересланном Ъ одной из компаний, таможенник пояснял, что действие документа распространяется только на перевозки автотранспортом. "Подобных рассылок мы не делали, -- сообщил в ответ на это господин Юшин. -- Наоборот, мы объясняли, что никаких ограничений по виду транспорта в приказе нет". Подобных оговорок корреспонденты Ъ в документе также не обнаружили, как и импортеры и сотрудники стивидорных компаний.

Сам же господин Зубков в интервью информагентствам вчера говорил о том, что в приказе определены те таможенные органы, "в регионе деятельности которых находятся склады временного хранения, оснащенные холодильным оборудованием и обеспечивающие соблюдение всех санитарных норм". В то же время участники рынка признавали: оснащенность постов Балтийской таможни, где традиционно декларировалось мясо и мясопродукты, намного лучше, чем на постах Санкт-Петербургской таможни. Впрочем, вчера в СЗТУ заявили, что необходимые условия на Санкт-Петербургской таможне также созданы. Руководитель Федеральной таможенной службы Андрей Бельянинов прокомментировать конфликт вчера не смог. Отвечая на вопрос корреспондента Ъ, он заявил лишь, что "особых причин волноваться нет".

Однако сотрудники Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ), похоже, волнуются вместе с рынком -- они обратились в Федеральную таможенную службу (ФТС) с предложением разрешить декларирование мяса на постах Балтийской таможни, расположенных в Морском порту Санкт-Петербург. В СЗТУ вчера комментировать обращение отказались.



Крупнейшие импортеры мяса, среди которых группа компаний "Рубеж" и ООО "Газрезерв", заявляют, что нововведение серьезно осложнит их работу. Они прогнозируют повышение стоимости мяса (конкретные цифры не назывались -- они, по словам операторов рынка, будут зависеть от того, насколько возрастут транспортные издержки из-за необходимости перевозить нерастаможенный груз до постов Санкт-Петербургской таможни), а также увеличение объема контрафактной продукции. На условиях анонимности представители ряда компаний говорили о том, что "рынку грозит коллапс". Коммерческий директор ОАО "Национальная рефрижераторная компания" Эдуард Мазанов, в частности, напомнил о том, что необходимость вывозить груз на посты Санкт-Петербургской таможни приведет к увеличению выгрузки мяса примерно на сутки, а также к увеличению простоя судов. "А это, в свою очередь, повлечет за собой штрафные санкции со стороны судовладельцев. Для стивидорных компаний простой причала в течение суток также приведет к убыткам, а в целом для города -- к сокращению грузопотока в направлении петербургского порта", -- считает господин Мазанов. Перебои в поставках импортного мяса могут отразиться и на российском мясном рынке в целом: доля импорта на нем в 2006 году составляла 35%.

КоммерсантЪ (С-Петербург) ; 06.12.2007