26.04.16

Импортёров выталкивают в тень

Решения Федеральной таможенной службы делают легальный бизнес по ввозу импортных товаров невыгодным, а бюджет теряет деньги

Вступивший в силу в марте 2016 года приказ Федеральной таможенной службы России «О повышении эффективности контроля таможенной стоимости» усложнил и без того критическое положение российских импортёров. Теперь предприниматели, «не вписавшиеся» по стоимости перевозимой продукции в установленные ФТС «контрольные цифры», автоматически попадают в число потенциальных нарушителей таможенного законодательства. Сообщества предпринимателей уже подают жалобы в Торгово-промышленную палату РФ, заявляя о губительном действии последних приказов ФТС России на их бизнес. Ряд российских предприятий заявляют о том, что оказались на грани закрытия производства из-за усиленных таможенных проверок и повального применения обеспечительных мер в отношении псевдонарушителей. Но решить проблему можно лишь на федеральном уровне.

«Нас задушили»

В «Новый компаньон» обратился директор ООО «Урал-Обои» Максим Баранов. Предприниматель предоставил копию письма, направленного им федеральным чиновникам — министру экономического развития РФ Алексею Улюкаеву и министру финансов РФ Антону Силуанову. Такие же обращения ушли в адрес президента Владимира Путина, премьер-министра Дмитрия Медведева и председателя комитета Госдумы по экономической политике Анатолия Аксакова.

В обращении, озаглавленном «Об ущербе федеральному бюджету и экономическим интересам государства со стороны ФТС и всех таможенных структур РФ», предприниматель излагает суть проблем, возникших в последние полтора года у среднего и малого бизнеса, импортирующего товары из-за границы. Всю тяжесть этих трудностей предприятие Максима Баранова ощутило на собственном опыте.

ООО «Урал-Обои» существует пять лет. За это время на Пермскую таможню было ввезено и задекларировано около 60 партий одного и того же товара. И если за первые четыре года никаких нареканий у таможенников к предпринимателю не было, то в последнее время, с 2015 года, досмотр стал чрезвычайно дотошным, а количество дополнительных проверок в отсутствие видимых причин увеличилось.

Чем же так плохи дополнительные проверки? Тем, что предприятие вынуждено на время предоставления документов в обоснование заявленной таможенной стоимости и их проверки таможенным органом уплатить денежное обеспечение, по сути вынув его из оборотного капитала предприятия. При этом истребуемая таможней сумма обеспечения в некоторых случаях достигает критических цифр, ставящих предприятие на грань банкротства.

По словам Баранова, последней каплей в море бедствий импортёров, и без того уже измученных доппроверками, стал приказ, изданный ФТС России в феврале 2016 года. Дело в том, что «контрольные цифры», на которые рекомендует ориентироваться ФТС России при проверках, зачастую настолько далеки от реальной текущей стоимости грузов, что размер обеспечения, изымаемого у предпринимателей в результате этого несоответствия, влечёт буквально разорение. Необходимость одномоментного изъятия предприятием из оборота сумм, порой составляющих до 30% от всего оборотного капитала, ставит предприятие в безвыходное положение.

Максим Баранов приводит конкретный и вполне красноречивый пример применения «контрольных цифр». Так, на партию товара на сумму 5 млн руб. (в реальных, документально подтверждённых отпускных оптовых ценах) открывается дополнительная проверка таможенной стоимости. За основу начисления причитающихся таможенных платежей и сборов принимается таможенная стоимость в размере 7,5 млн руб., обоснованных применением пресловутых «контрольных цифр» — то есть в 1,5 раза выше фактической стоимости всей партии товара. Как следствие, в дополнение к уже уплаченным и определённым законом платежам в размере 786 750 руб. предлагается уплатить обеспечение на сумму 1,2 млн руб. «на время предоставления экономическим субъектом документов в обоснование заявленной стоимости и их проверки таможенным органом».

Истребованные денежные средства обеспечения исключаются из оборотного капитала экономического субъекта на два—три месяца. При этом во внимание не принимается ни один из почти 50 подтверждающих документов, сразу представляемых предприятием при декларировании партии товара, как и то, что компания осуществляет регулярное декларирование одного и того же товара, стоимость которого ранее уже была предметом многократных проверок.

Максим Баранов заявляет, что его предприятие никогда не нарушало таможенное законодательство, но этот факт также не учитывается проверяющими.

Идею установления «контрольных цифр», по которым с 1 марта 2016 года во всероссийском масштабе определяется таможенная стоимость товаров, ввозимых на территорию стран Таможенного союза, предприниматель подвергает жёсткой критике. Он заявляет, что при проверке соответствия этим цифрам не принимаются во внимание никакие товаросопроводительные, банковские, юридические документы, а учитываются только те данные по таможенной стоимости, которыми располагает и источники которых тщательно скрывает сама ФТС.

Максим Баранов, директор ООО «Урал-Обои»:

— Естественно, каким-либо образом проверить достоверность, разумность и экономическую обоснованность, а равно и наличие документального подтверждения «контрольных цифр», используемых ФТС при ведении ею «маленьких победоносных войн», не представляется возможным. Их реальные «достоверные, отвечающие критериям сравнимости и допустимости» источники не раскрываются даже в арбитражных судах.

По мнению Максима Баранова, «грабительские поборы» в виде обеспечений «буквально уничтожают путём эффективного доведения до разорения сотни и тысячи предприятий малого и среднего бизнеса — живых и эффективных налогоплательщиков, тех самых «дойных коров» федерального бюджета, без которых ему, бюджету, никогда не наполниться».

На уровень выше

С тем чтобы понять, насколько серьёзные масштабы принимает в Пермском крае и в России недовольство предпринимателей ситуацией, вызванной установлением «контрольных цифр» ФТС, мы обратились в Торгово-промышленную палату Пермского края.

Как пояснили в ТПП, проблема существует, однако решить её можно лишь на федеральном уровне. По информации ТПП, проблема обеспечений и «контрольных цифр» поднималась на одном из ежемесячных открытых заседаний Пермской краевой таможни. Предпринимателями высказывались абсолютно те же претензии, как и те, о которых говорит Максим Баранов. При этом руководство Пермской таможни призналось, что на местном уровне ничего не решается. Им поступают указания от ФТС России, игнорировать которые они не вправе.

В то же время на федеральном уровне недовольство предпринимателей уже стало весьма ощутимым.

Вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ Георгий Петров в ответ на запрос «Нового компаньона» пояснил, что в ТПП РФ «поступают обращения от территориальных палат, союзов и ассоциаций предпринимателей и от отдельных участников внешнеэкономической деятельности в связи с вступлением в силу 1 марта 2016 года приказа ФТС России от 16 февраля «О повышении эффективности контроля таможенной стоимости в рамках применения системы управления рисками».

Георгий Петров, вице-президент ТПП РФ:

— Федеральная палата разделяет общую озабоченность в связи со сложившейся ситуацией на таможенных постах в регионах с негативной практикой необоснованной корректировки таможенной стоимости ввозимых товаров. По нашему мнению, это может иметь крайне негативные последствия, особенно для тех российских предприятий, которые зависят от импорта комплектующих и материалов. Есть сигналы о том, что ряд таких предприятий находится на грани остановки производства.

В этой связи ТПП РФ уже обратилась в соответствующие федеральные органы исполнительной власти. Мы очень надеемся, что ситуация в ближайшее время будет исправлена с учётом того, что Российская Федерация ратифицировала соглашение с ВТО об облегчении торговли, которое прямо предписывает, что таможенная стоимость ввозимого товара должна определяться ценой, зафиксированной в контракте. И только в исключительных случаях, если есть основания полагать, что таможенным органам предоставлена недостоверная информация от участников ВЭД, можно при таможенном оформлении использовать иные индикативные данные.

В Пермском региональном отделении «Опоры России» также согласились, что предпринимаемые меры действительно «душат» малый и средний бизнес, и заявили, что готовы присоединиться к решению вопроса и поднять его на федеральный уровень.

В официальном комментарии Пермского отделения «Опоры России» говорится: «К сожалению, все эти факты действительно имеют место. Более того, такие случаи происходят не только в Пермском крае, а по всей стране. У предпринимателей остаётся единственная возможность — возвращать деньги, обращаясь в суд, однако имеют место случаи, когда суды отказывают предпринимателям в удовлетворении иска. Вопрос системный, его нужно поднимать на обсуждение. Пермское региональное отделение готово присоединиться к обсуждению вопроса и поднять его на федеральный уровень. Такие дополнительные проверки и судебные тяжбы действительно «душат» малый и средний бизнес».

О чём говорит «первоисточник»

Обратимся к документу, ставшему причиной массового недовольства предпринимателей.

В приказе, подписанном руководителем, действительным государственным советником таможенной службы РФ Андреем Бельяниновым 16 февраля 2016 года, «О повышении эффективности контроля таможенной стоимости в рамках применения системы управления рисками» говорится о тех побудительных мотивах, которые стали причиной издания этого документа.

Как следует из текста документа, меры принимаются «в целях повышения эффективности таможенного контроля, недопущения нарушений установленного порядка при принятии решений в отношении таможенной стоимости ввозимых товаров, в том числе в рамках применения системы управления рисками, обеспечения единообразного подхода при осуществлении таможенного контроля, а также в целях усиления персональной ответственности должностных лиц таможенных органов РФ за качество и результативность мер по минимизации рисков».

Согласно документу начальники региональных таможенных управлений обязаны обеспечить «мониторинг результатов совершения таможенных операций в целях исключения фактов недостоверного заявления сведений о товарах, влияющих на полноту уплаты таможенных платежей», «обеспечить контроль полноты и достаточности применяемых мер по минимизации рисков... занижения таможенной стоимости».

Видимо, для того чтобы руководители региональных таможен ощутили всю силу ответственности, в приказе сделан акцент: «Возложить на начальников региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчинённых ФТС России, персональную ответственность за результативность и контроль качества применения мер по минимизации рисков, содержащихся в профилях рисков по направлению контроля таможенной стоимости».

Разумеется, в подобных условиях рвение региональных управлений по проверке предпринимателей естественным образом усилилось. Ведь персональная ответственность, вероятно, предполагает и возможность скоропостижного снятия с должности в случае невыполнения приказа.

Кстати, весной в Пермском таможенном управлении произошла небольшая ротация кадров. Бывший начальник Пермской таможни был отправлен на пенсию. Впрочем, возможно, это — просто совпадение.

«Иные» правят бал

Стоит отметить, что федеральные СМИ стали бить тревогу сразу после выхода февральского приказа о введении «контрольных цифр», а привлечённые ими для комментариев участники внешнеэкономической деятельности сразу обозначили серьёзную опасность, которая кроется в этом документе. Что же может произойти, если легальным способом проходить таможенный досмотр предпринимателям станет невыгодно? Вероятнее всего, окрепнут нелегальные способы перехода границ. То есть вместо того, чтобы простимулировать легальный бизнес, ФТС простимулирует... контрабанду.

О том, что меры, принимаемые таможней, достигнут отнюдь не того эффекта, который планировался изначально, заявляет и Максим Баранов, решившийся на открытую борьбу с таможенными «мельницами». Предприниматель акцентирует, что в сложившейся ситуации 90% добросовестных предпринимателей «попадают под молох» дополнительных проверок, в то время как в нормальной ситуации им должны подвергаться контрабандисты, нарушители, пытающиеся провезти контрафакт по липовым документам. «Нас всех огульно подозревают в нечистых руках», — заявляет оскорблённый предприниматель.

Ситуация обостряется тем, что Таможенный кодекс РФ изобилует общими фразами, позволяющими толковать их по-разному. Аналогичная ситуация складывалась раньше в сфере налоговых правоотношений, когда-то отданных на регулирование подзаконными актами авторства самой налоговой службы. Потребовались годы серьёзной работы по созданию Налогового кодекса, его последующему изменению и корректировке с целью ясного и понятного определения именно законом правил игры, исключающего как саму возможность размытого толкования, так и свободу нормотворчества госоргана. От этого и государство, и предприниматели только выиграли. В Таможенном же кодексе есть простор для вольных трактовок его рекомендаций, поскольку список документов, которые должны предоставить предприниматели, неконкретен и содержит коварные приписки и ссылки, позволяющие обосновать аппетиты сотрудников таможенных органов требованием «...и иных документов».

В этих «иных» и кроется причина таможенного беспредела, поскольку в эту графу можно вписать любое, даже самое экзотическое, требование, которое придёт на ум дотошному и излишне ретивому служащему таможни.

Мы тут не зря, мы на посту

Максим Баранов уверен, что причина экстренных мер, принятых ФТС, заключается в том, что таможне на высшем уровне было приказано повысить таможенный контроль, увеличить собираемость в казну. «Что же на деле? Реально в 2015 году федеральный бюджет благодаря «эффективному» Таможенному кодексу недополучил миллиарды, если не десятки миллиардов рублей. Теперь часть импортёров отправится искать счастья к батьке Лукашенко, другая часть — к лидеру казахов Назарбаеву, соответственно, и деньги будут платить там. А что получит российская казна? В стране 89 регионов, около 400 таможенных постов. И любой таможенный инспектор вам скажет, что если вы повезёте товар, то обязательно будет открыта дополнительная проверка — без неё не обойдётся никак. Из предприятий выкачиваются оборотные средства, которые «подвисают» на три месяца, что для среднего и малого бизнеса губительно», — негодует предприниматель.

Максим Баранов:

— Мы не можем расплатиться с поставщиками, те начинают хмуриться: ты нарушаешь сроки. И я понимаю ещё, если бы деньги эти поступали в бюджет, который у нас, как известно, трещит по швам. Но ведь они «висят» на частных банковских депозитах. Выходит, родное государство меня подталкивает к краю пропасти, я на грани, меня шатает. И при этом само государство ничего от этого не получает. Возникает вопрос: а кому это вообще нужно? Ведь выгоды не имею ни я, ни государство. Выгода одна — поставить очередную галочку в свой актив. Эта партия проверена, мы тут не зря, мы на посту!

Я своим поставщикам в Германии рассказываю про доппроверки и залоговые обеспечения. Они разумные, рационально и логично мыслящие люди, но от этих историй у них буквально глаза на лоб лезут — они не могут этого понять. У нас же все с этим смирились... Зачем я пойду правды искать? Я лучше тихонько безропотно уплачу. И платят. А кто не может — закрывается.

Р. S. Когда верстался номер, на имя Максима Баранова поступил ответ из администрации президента РФ. «Ваше обращение... рассмотрено и направлено в Федеральную таможенную службу в целях объективного и всестороннего рассмотрения», — сообщалось в кратком резюме. Таким образом, жалобу на действия ФТС будет рассматривать сама ФТС, что, конечно же, обеспечит абсолютную объективность.

NewsKo