30.12.08

Импортеры бедствуют на радость отечественному производителю

Первый зампред Центробанка Алексей Улюкаев сообщил, что в ноябре 2008 года импорт в Россию по всем товарным категориям сократился на 20%. По словам участников рынка, в портах скопился товар, за который покупатели не в состоянии заплатить. Помимо дефицита ликвидности на них давит девальвация рубля, удорожающая импортные товары.

Оборотный капитал импортеров финансируется за счет привлеченных средств. Но из-за нынешней ограниченности доступа к заемному финансированию получить кредиты могут только крупнейшие компании с низкой долговой нагрузкой, которым есть что заложить. «JFC (крупнейший импортер фруктов, свои плантации в Южной Америке – «Ф.») может привлекать займы российских и зарубежных банков JFC может по рыночным на сегодня ставкам. Кроме того, нам стали предлагать такие инструменты финансирования оборотного капитала как факторинг и аккредитивы», - уверяет представитель JFC Андрей Семенов. Но не всем так везет.

«Основные проблемы связаны с торговым кредитованием - у компаний очень мало шансов получить кредит. Импортеры вынуждены использовать свои собственные средства. Но, к сожалению, не все обладают свободными деньгами в достаточном количестве, – встревожен вице-президент «Мираторга» Владимир Маслов. – Раньше активно пользовались услугами иностранных банков, получали отсрочки платежа по оплате, страховали свои обязательства в международных компаниях, экспортных агентствах. С финансовым кризисом, переросшим кризис недоверия, международные институты пересматривают лимиты и условия кредитования».

Работавшая до недавнего времени бизнес-модель дала сбой. «Импортеры и поставщики становятся крайними – раньше банки кредитовали, рассчитывая на возврат денег после реализации. Но магазины тоже тормозят расчеты с поставщиками», – отмечает аналитик банка «Траст» Алексей Демкин.

В хорошие времена крупные импортеры много инвестировали в развитие собственной инфраструктуры – строили складские помещения, логистические центры, покупали плантации. Разумеется, в основном, на дешевые долговые деньги. Теперь их надо отдавать, чем – непонятно.

Курс на снижение. Начавшаяся в IV квартале девальвация рубля усугубляет положение. «Доллар и евро с начала октября укрепились примерно на 16 и 14%, соответственно, – рассуждает Алексей Демкин. – Сокращения заработных плат вкупе с увольнениями снижают спрос на продукцию. Все это может вычеркнуть четверть доходов импортеров. К тому же, наверняка, из магазинов заявки поступают в меньшем объеме, да и платят они неохотно и допускают длинные отсрочки».

«Сложно спрогнозировать цену на свои товары, ухудшается рентабельность компаний, - отмечает аналитик «Тройки Диалог» Михаил Красноперов. - Спрос на продукцию импортеров может снизиться, она станет менее привлекательной по сравнению с отечественными товарами». В «Мираторге» заявляют, что следствием усиления евро и доллара станет постепенное сокращение объемов поставок – с каждым днем компаниям будет сложнее платить за товар.

«Пока девальвация рубля никак не сказалась на потреблении нашей продукции – фруктов. Но еще рано делать выводы: для нас осень - сезон традиционно высокого потребления, - говорит представитель JFC Андрей Семенов. – Вторая половина января – февраль покажут, как кризис и девальвация скажутся на продажах продуктов питания». Он указывает на опыт JFC в Украине: спрос остается стабильным, несмотря на двукратное снижение курса гривны к доллару.

«Ослабление рубля приводит к росту стоимости сырья. К тому же поставщики в чаепроизводящих странах связаны кредитными обязательствами, на которые повышаются ставки, что дополнительно увеличивает себестоимость завозимой продукции, - рассказывает представитель «Орими Трэйд» Мария Драбова. – Следует ожидать дальнейшего роста цен на чай. На рынке уже произошло повышение в среднем на 10%, мы в декабре увеличили цены на 5-7%. Дальнейший рост будет диктовать изменение курса рубля».

Альтернатива. Негативная конъюнктура для импортируемых товаров станет драйвером роста конкурентоспособности продукции российских производителей, наименее зависимых от привозного сырья. «Повезет тем, кто в своей нише представляют нижний ценовой сегмент, - полагает Михаил Красноперов. – Например, екатеринбургский концерн «Калина», поставляющий косметику европейского качества по низкой цене, может завоевать лояльность российских потребителей». Так, в связи с девальвацией рубля рост цен на лекарства превысит 20% (85% фармрынка приходится на импорт), считают в Банке Москвы. На этом фоне потребители могут переключиться на более дешевые отечественные лекарства.

«Импортозамещение будет там, где это возможно, - полагает аналитик «ВТБ Капитала» Мария Колбина. – Во-первых, российские товары станут привлекательнее на фоне подорожавших зарубежных аналогов. Во-вторых, срывы в поставках из-за финансовых проблем импортеров могут негативно сказаться на продажах». Скептики полагают, что теоретическое улучшение условий для российских производителей в некоторых отраслях, в значительной степени нивелируется негативными последствиями мирового финансового кризиса. «Замедлятся темпы роста экономики в целом, снизятся реальные доходы и упадет платежеспособный спрос», - рассуждает Максим Клягин из «Финама».

Контрагенты. Что готовят проблемы импортеров ритейлерам? «Удорожание импорта будет нейтральным для продуктовых розничных компаний, - полагает Михаил Красноперов. – Его доля в суммарном обороте продуктовых ритейлеров – 14%. При этом товары ввозятся из соседних стран, например, Украины или Белоруссии, где валюта девальвировалась сильнее российского рубля».

В продуктовой рознице у дискаунтеров доля импорта мала - 5-7%. И приходится на фрукты, которые невозможно заменить внутренним производством. Для премиальных форматов, например. «Азбуки вкуса» или «Седьмого Континента», доля импорта выше, порядка 15-20%, причем основная его часть приходится на европейские страны. Магазины премиум-класса пострадают не только от снижения платежеспособного спроса, но и от девальвации.

finansmag.ru 30.12.08