22.01.08

Импортному цементу открыли дорогу

Отмена ввозных пошлин на цемент строителями только приветствуется.

С 1 января сроком на 9 месяцев отменены импортные пошлины на ввозной зарубежный цемент. Нулевая ставка пошлины введена на белый цемент, глиноземистый и цемент для доменных печей.

На изделия из бетона, черепицу, листы для отделки крыш и стен ставка установлена на уровне 7,5% от таможенной стоимости. Стоит ожидать, что в грядущий строительный сезон на российский рынок широким потоком должны "хлынуть" иностранный цемент и изделия на цементной основе.

Отмена пошлин отвечает интересам многочисленных потребителей "хлеба стройиндустрии" и в какой-то степени будет способствовать уменьшению затрат строителей на создание конечного продукта. То есть себестоимость строительства, должна уменьшиться как раз на те же 5% бывшего таможенного сбора. Это, собственно, не повод для того, чтобы реальные цены уменьшились, например, на жилье. Но в какой-то степени ввоз более дешевого цемента должен их немного сдержать. Тем не менее отношение к использованию иностранного материала у самих приморских потребителей цемента довольно противоречивое.

Как отметил главный инженер ОАО "Аврора" Виктор ВОРОБЬЕВ, экспериментально на предприятии китайский цемент уже опробовали. В принципе, качество хорошее. Но экономику его применения у себя пока не просчитывали. Есть сомнения, что возможны импортные поставки цемента в железнодорожных вагонах, под которые "настроена" заводская технология.

Кстати, железнодорожные тарифы на грузоперевозки с нового года выросли в 1,5 раза. И получается что доставка кирпича из Иркутска обходится дороже, чем покупка его у производителя. Аналогична картина и по ряду иных стройматериалов.

Начальник военного завода ЖБИ-350 Михаил ТАТАРЕНКО отмечает, что отмена ввозных пошлин расширяет выбор и уже есть такая команда - при необходимости подправить политику завода в части закупа цемента, которая сегодня ориентирована исключительно на российских поставщиков. Маркетинговая служба завода отмечает, что при отпускных ценах на цемент марок 400-500 дальневосточных производителей в 2 900 руб. за тонну западные российские заводы предлагают его по 2 175 руб. Отпускная цена китайского цемента аналогичных характеристик составляет порядка 1,2-1,5 тыс. руб., но его доставка морем, например, из порта Циндао, с учетом дорогой портовой погрузки примерно в два раза дороже, чем отечественного из Спасска - по 300 руб. за тонну. В любом случае военные будут поступать так, как им будет выгодно.

Заместитель генерального директора компании "ДВГСК-Центр" Леонид ДОДА отметил, что его организация работает практически полностью с отечественным цементом, хотя ее подрядчики уже применяют китайский. Поскольку горностроителями ведутся объекты повышенной ответственности с 10-летней гарантией качества, то качество исходного материала для них особенно важно. Компания закупает теплоозерский и спасский цемент и особенно довольна первым. Но в конечной стоимости строительства по объектам, которые она ведет, на стройматериалы приходится около 60-70% стоимости. Поэтому сейчас рассматриваются предложения китайских производителей цемента, с которыми, в частности, уже довольно успешно работают строители Москвы и Новосибирска. То есть выгодность импортного материала не вызывает сомнений, а вот его качество и соответствие российским стандартам иностранным поставщикам надо подтвердить.

Директор завода "Центр экспериментальных технологий" Лариса МИЛЮТИНА считает, что без китайского цемента на местном строительном рынке нормально работать уже невозможно. Поэтому в минувшем декабре завод начал завозить китайский цемент - материал конкретной зарубежной компании был проверен в Москве и на местном уровне в сертификационном центре института ГУ "ДальНИИС". Выяснилось, что он соответствует российским требованиям. Завозится на предприятие китайский цемент автотранспортом предприятия. По сравнению с отечественным, на котором пока производство в основном и держится, тонна китайского вместе с доставкой обходится примерно на 400 руб. дешевле.

По мнению Ларисы Александровны, работа с китайским цементом позволяет предприятию кроме прямой экономии сохранять и ритмичность технологического процесса. Именно сбои работы железной дороги, когда цемент из Спасска, заказанный четыре месяца назад, идет полтора месяца, заставили обратить внимание заводчан на китайский цемент. Перспективы приватизации железнодорожного хозяйства удручают клиентов. Уже сегодня за пути отвечает одна организация, за подвижной состав - другая, а маневровых локомотивов - днем с огнем не сыскать.

Вообще китайский цемент под видом российского уже довольно прочно обосновался на российском рынке. Его фасуют в отечественную упаковку и продают по цене российского отдельные недобросовестные коммерческие предприятия. Это давно заметили профессиональные строители. Отмена пошлины в какой-то степени должна вывести китайский цемент из "тени". В долговременной перспективе китайский цемент имеет хорошие шансы закрепиться на рынке строительных материалов Приморья, но при возрастающих объемах строительства вряд ли потеснит отечественных производителей, чья производственная база еще требует серьезных капиталовложений, чтобы обновить основные фонды производства.

Кроме китайского цемента на строительном рынке Приморья в последние годы был замечен и южнокорейский. Ввозился он небольшими партиями и на местном рынке не закрепился. Он довольно дорог и вряд ли составит конкуренцию китайскому и отечественному.

Золотой Рог; 22.01.08