02.07.14

Импортовозмущение

Жизнь делового сообщества РБ, вялую и неспешную, словно спаривание так и не очнувшихся от зимней спячки мух на пыльном стекле бюджетного учреждения, 16 июня взорвала новость: Минпром собирается наделить 12 госпредприятий правом исключительного импорта продукции тех самых товарных групп, которые эти предприятия производят.

Новость оказалась подкреплена сканом приложения к проекту пока еще безномерного президентского указа «Об обеспечении РБ некоторыми импортными товарами». Как не раз уже бывало, поднялась мощная волна импортовозмущения.

ГДЕ МУХА ПОТОПТАЛАСЬ

Согласно документу, «Белшина» может быть наделена исключительным правом импортировать шины и покрышки, Минский моторный завод - моторы, «Могилевлифтмаш» - лифты, Минский подшипниковый завод - подшипники, «Гомсельмаш» - сельхозтехнику, МЗОР - станки и механизмы, «Интеграл» - электронные компоненты и технику, «Атлант» - бытовую технику, «Горизонт» - радио-, теле- видео- и бытовую технику, МТЗ - сельхозтехнику, МАЗ - автомобили, шасси, кабины, прицепы и полуприцепы, МЭТЗ им. Козлова - трансформаторы. Как говорится, кто на что учился. Смешно, но эксклюзивное право на импорт гранды белорусского промсектора должны получить сроком на полгода, в порядке эксперимента.

Короче, «с целью удовлетворения потребности на внутреннем рынке Беларуси некоторыми импортными товарами в широком ассортименте, соблюдения баланса в использовании отечественных и импортных комплектующих, для борьбы с недобросовестными поставщиками, защиты экономических интересов государства, предлагается с 1 июля 2014г. до 1 января 2015г. закрепить за государством исключительное право на осуществление импорта некоторых товаров». Согласовать проект указа до 23 июня должны главы Минпрома, МВД, ГТК, гласит резолюция первого вице-премьера Владимира Семашко.

Бизнес-ассоциации, с которыми опять никто ничего толком не обсуждал, в порыве импортовозмущения потребовали от Минпрома рассмотреть проект указа о 12 специмпортерах на заседании общественно-консультативного и экспертного совета, предъявив ему заключение об экономических, политических и правовых последствиях реализации предложенных мер. Этот номер «БелГазеты» выйдет в свет как раз в тот самый день, когда документ должен быть согласован. До 1 июля остается неделя - посмотрим, решится ли правительство на шаг, своей абсурдностью шокировавший даже ко всему привыкших импортеров.

ГДЕ МУХА НЕ ТОПТАЛАСЬ

Идея призвать на помощь для защиты внутреннего рынка 12 специмпортеров выглядит нелепо даже по стандартам белорусского административного нормотворчества. Вспомним СССР: даже тогда монополия государства на внешнюю торговлю не дробилась на товарно-отраслевые вотчины, тем более не отдавалась на откуп конкретным предприятиям-производителям. Пирожник печет пироги - нет нужды передавать ему право на ввоз штруделей. Сапожник точит сапоги - нефиг наделять его полномочиями импортировать кеды, тапочки и котурны.

Вспомните отечественный опыт работы специмпортеров (например, «Белрыбы») - он весьма далек от идеала.

Кроме шкурной заинтересованности производителя-специмпортера в ограничении объемов и номенклатуры ввоза продукции конкурентов есть еще фактор специализации. Претендующие на звание специмпортеров ЗАО и ОАО, отчасти трансформированные в холдинги, по сути остаются советскими ПО с большими производственными мощностями и зачастую слабой сбытовой сетью.

Проект сваливает в одну кучу очень разные группы товаров, хотя у b2c (бизнес для конечного потребителя) и b2b (бизнес для других бизнесов) разная специфика: одно дело - ввоз триммеров для стрижки волос в ушах физлиц, другое - импорт для юрлиц промоборудования, эксплуатация которого принесет этим юрлицам добавленную стоимость. Даже будучи крайне высокого мнения о менеджменте МАЗа, трудно предположить, что он совладает со сбытом как грузовых, так и легковых авто. Вообще не факт, что зарубежные компании захотят общаться с назначаемым указом на полгода специмпортером.

Кстати, какова судьба действующих компаний-импортеров, которые не «спец-»? Им конкурировать с 12 избранными или закрыться? Раз специмпортеры ввозят товары, аналоги которых выпускаются в РБ, то как быть с товарами, имеющими те же коды ТН ВЭД, но не имеющими произведенных в РБ аналогов? Кто будет заниматься ими? Что будет с отечественным ритейлом, в обороте которого импортная бытовая, видео-, аудио- и прочая техника составляет значительную долю? К импортерам и ритейлерам добавим солидную часть малого и среднего бизнеса, кормящегося с продажи подпадающего под указ потребительского импорта. Как в этом случае оценить социальные последствия указа - сколько это тысяч рабочих мест? Куда пойдут эти люди, как правило, уже десятилетия занятые оптом, крупной или мелкой розницей? Явно не на подшипниковый и не в ЦУМ...

А куда пойдет потребитель, столкнувшись с возникшим в результате монополизации товарным дефицитом? Как обычно, он накупит валюты и помчится за рубеж - либо переключится с легального импорта на «серый». Справка «БелГазеты». Потери от роста серого импорта на территорию РБ в результате принятия указа эксперты оценивают в $800 млн., потери поступлений в бюджет в части НДС - в $150 млн., в части таможенных пошлин и сборов - в $70 млн.

Реакция зарубежного бизнеса на подобный косорукий протекционизм будет симметричной - в первую очередь в плане ответных защитных мер в отношении экспорта из РБ. Минэкономразвития РФ, если верить ИА «Прайм», уже направило белорусским коллегам предложение не распространять вводимые ограничения на товары из стран ТС. Неприлично одной рукой подписывать международные соглашения о свободе движения товаров, капиталов и людей в рамках ТС и ЕАЭС, а другой - фактически перечеркивать их на уровне отдельного ведомства.

ПОСЛЕВКУСИЕ ИМПОРТОВОЗМУЩЕНИЯ

Заметьте, в СМИ «слили» не сам проект указа, а приложение к нему, поименно называющее выгодополучателей от возможного принятия документа. Все это крупные госпредприятия, подчиненные Минпрому. Близится отчет правительства Михаила Мясниковича перед президентом и парламентом. Меры, навязываемые проектом, крайне непопулярны и скорее компрометируют их проектантов, нежели защищают внутренний рынок. Пара недель, остающихся до 1 июля, сделают схватку двух лобби - промсектора и импортеров - исключительно жаркой. Так что не исключено, что обнародование «списка двенадцати» - элемент подковерной борьбы внутри Совмина с побочной целью зондажа мнений различных групп влияния в госаппарате и бизнесе. Ведь очевидно, что в том виде, в каком была обнародована его главная часть, документ не может и не должен быть принят.