15.07.05

Информационная паутина

Что дает таможне электронная сеть CEN

Противостоять транснациональной преступности можно лишь при тесном взаимодействии таможенных служб разных стран. Для повышения эффективности такого сотрудничества пять лет назад Всемирная таможенная организация (WCO) приступила к реализации проекта CEN (таможенная электронная сеть). Об особенностях взаимодействия таможенных администраций в рамках этого проекта рассказывает заместитель директора Регионального узла связи по правоохранительной работе по странам СНГ RILO-Москва Дмитрий Казьмин.

- Дмитрий Викторович, какие преимущества национальным таможенным службам дает участие в проекте CEN Всемирной таможенной организации?


- Пользование базой данных CEN значительно расширяет возможности таможни как правоохранительной структуры. Недаром говорят: побеждает тот, кто владеет информацией. Сегодня через национальные и региональные узлы связи в таможенную электронную правоохранительную сеть CEN поступают сообщения о контрабанде товаров из таможенных органов 110 государств. Причем информация передается в сеть по каждому конкретному пресечению попытки контрабанды в строго формализованном виде на специальных персонализированных карточках, на английском языке и в режиме реального времени.

То есть в каждый отрезок времени вы имеете кальку реальных событий по задержанию контрабанды в глобальном масштабе, а единообразие электронной формы таких сообщений позволяет оперативно их анализировать и выявлять новые тенденции, например, в сокрытии и транспортировке контрабанды, отслеживать старые маршруты, выявлять отдельных людей и организованные группировки, занимающиеся преступным бизнесом. Причем движение информации идет не только от периферии к центру, но и в обратном направлении.Через региональные узлы связи распространяются сообщения о выявленных тенденциях, о наиболее изощренных способах сокрытия контрабанды и другие подобные сведения.

В качестве информационной системы CEN предоставляет таможенным службам доступ к информации, содержащейся на веб-сайте WCO в Интернете, причем в круглосуточном режиме. Однако доступ в информационный массив строго регламентирован и обеспечивается специальными паролями.

- Всемирная таможенная организация выступила с инициативой по созданию поясов безопасности вокруг Афганистана, чтобы героин не проникал в Европу, в том числе и через территорию России. Роль RILO-Москва в реализации этой цели немалая. Тем не менее на прошлогоднем совещании руководителей национальных узлов говорилось о том, что таможенные службы центрально-азиатских государств не имеют доступа в CEN, и следовательно, не могут своевременно передавать сведения о контрабанде наркотиков. Что-нибудь изменилось с тех пор?

- Действительно, на тот период доступ имели таможенные администрации лишь России и Белоруссии. С начала нынешнего года его уже получили национальные узлы связи Азербайджана, Армении, Грузии, Казахстана и Молдавии. Киргизия, Таджикистан и Узбекистан доступа в CEN по разным причинам по-прежнему не имеют. Но и те национальные узлы, которые получили доступ, не все готовы вводить информацию в CEN на прямую. Их материалы поступают в RILO-Москва на различных носите лях, что значительно усложняет работу. Кроме того, информация от них поступает спорадически и в недостаточно полном объеме.

В этой связи реально оценивать оперативную обстановку и разрабатывать соответствующие рекомендации для национальных таможенных служб бывает достаточно сложно. Тем не менее мы продолжаем работу по совершенствованию механизма сбора, обработки и передачи напрямую в CEN национальными узлами связи сведений, поступающих от таможенных органов в странах СНГ. Надеемся, что к концу этого года большинство национальных узлов связи таможенных администраций стран-участниц СНГ смогут передавать свои данные по задержаниям контрабанды во Всемирную таможенную организацию напрямую, минуя офис RILO-Москва . Это, несомненно, сократит сроки передачи информации.

Кроме наркотиков, психотропных веществ и прекурсоров для их изготовления какие еще виды контрабанды попадают в поле зрения сети региональных узлов связи?

- Согласно перечню нарушений, предусмотренных программой CEN, это оружие и взрывчатые вещества, радиоактивные материалы, валюта, редкие виды животных и растений, подакцизные товары (сигареты, алкоголь), культурные ценности, товары, которые перемещаются с нарушением прав интеллектуальной собственности. Перечень достаточно широкий, однако основной массив информации (процентов 70), который мы передаем в сеть - это сведения о контрабанде наркотиков.

В реальности эта доля еще больше: в CEN попадают сведения только о тех контрабандных поставках, в которых наркотические вещества по объему превышают установленные Всемирной таможенной организацией весовые параметры для каждого вида наркотика. Так, в прошлом году, по данным ФТС России, таможенными органами России было пресечено 1459 попыток контрабанды наркотиков, а в CEN после соответствующего отбора нами было введено лишь 885 случаев. С начала нынешнего года - около 340.

- А сколько персонализированных карточек по всем видам контрабанды введено сотрудниками RILO-Москва в CEN за минувшийи нынешний годы?

- В 2004 году введено 1807 карточек, а за первые пять месяцев текущего года - 658. В этом году мы так же продолжили работу по направлению по каналам сети CEN оперативных сводок и ориентировок по новым и изощренным способам сокрытия контрабанды в регионе деятельности таможенных служб государств Содружества. Аналогичные сообщения из Всемирной таможенной организации, переведенные на русский язык, мы передавали в национальные узлы связи для дальнейшей их передачи в оперативные подразделения таможенных служб.

В настоящее время совместно с Главным управлением по борьбе с контрабандой ФТС мы наладили постоянный мониторинг базы данных CEN для выявления наших соотечественников, задержанных на территории иностранных государств за контрабанду наркотиков. В мае, например, удалось выявить двух таких граждан. Они были задержаны за нелегальный провоз психотропных препаратов.

- Каковы, на ваш взгляд, перспективы развития проекта CEN натерритории СНГ?

- Развитие экономики России и сопредельных с ней государств, укрепление их торговых отношений со странами дальнего зарубежья способствует появлению все новых и все более изощренных форм нарушений таможенного законодательства. В этой связи очень важно для таможенных администраций иметь возмож ность оперативно, в режиме реального времени обмениваться информацией о контрабанде и опытом противодействия ей.

Анализ контрабанды подакцизных товаров, например, показывает, что идет постоянный процесс изменения ее направлений, способов сокрытия, номенклатуры, используемых маршрутов. Значительная разница в стоимости таких товаров в России и странах ЕС объективно способствует возникновению и развитию организованной преступности - слишком уж велик соблазн получения незаконной прибыли.

Особенности национального налогообложения в нашей стране и ЕС привели к многократной разнице в стоимости табачных изделий. Естественно, что это стимулирует контрабанду сигарет из России в Европу. Способы транспортировки самые разнообразные: от мелких партий с курьерами на самолетах до морских контейнерных перевозок.

Используются самые разные и товары прикрытия. Так, в результате проведенной операции совместно с таможенными службами Чехии и Германии были задержаны участники международной преступной группировки, которые переправляли сигареты из России в страны ЕС с техническим углем. Для этого сигареты упаковывались в пластиковые мешки, которые в свою очередь помещались в другие пластиковые мешки, набитые опилками. Внешней оболочкой такой сигаретной матрешки служили бумажные пакеты, в которые сверху засыпался технический уголь в виде пыли или мелких кусков.

Все более изощренными становятся и способы сокрытия контрабанды. Преступные группировки учреждают собственные транспортные компании, приобретают грузовики, оборудуют в них специальные тайники, способные вместить значительное количество сигарет. Такие грузовики выезжают из России якобы порожними для загрузки в ЕС. При въезде же в страну назначения сигареты выгружаются из тайника на черные склады для последующей перепродажи. Причем часть таких сигарет, как правило, контрафактные, они произведены нелегально в ночную смену на табачных фабриках, либо на подпольных производствах.

Проблема перемещения контра-факта существует не только при вывозе, но и при ввозе некоторых видов табачных изделий в нашу страну. При этом замечено своеобразное разделение труда. В Россию ввозятся полуфабрикаты, которые на базе отечественного производства превращаются в контрафактную продукцию. Так, по данным специалистов, примерно 20-30 процентов потребляемых в стране сигар попали на внутренний рынок именно таким способом.

Накопленный в последние годы опыт активно используется в качестве превентивной меры в борьбе с незаконным оборотом табачных изделий. Сотрудники офиса RILO-MOCK-ва в своих сводках подробно излагают сведения о задержаниях, распространяют фотоматериалы по способам сокрытия сигарет.

Беседовала Елена Гончарова
Журнал Таможня 12 от 28.06.05