15.08.06

Иномаркам - зеленый свет

Правительство разрешит беспошлинный ввоз комплектующих для промышленной сборки

Во вторник Минэкономразвития намерено внести на рассмотрение в правительство проект постановления, которое обнуляет ввозные таможенные пошлины на автокомпоненты, используемые для промышленной сборки иномарок в России. В результате себестоимость каждого авто собираемого зарубежными автоконцернами у нас, уменьшится на несколько тысяч долларов. Например, цена производства популярной модели Ford Focus уменьшится на 140 тысяч рублей. Ежегодно в России продаются сотни тысяч новых иномарок. Очевидно, что, в случае одобрения правительством этого документа, будут затронуты интересы как автопроизводителей, так и более миллиона покупателей. О том, какие последствия будет иметь этот шаг для производителей и рынка, Страна.Ru спросила у экспертов.

Сергей Канунников, завотделом испытаний журнала "За рулем":

- Я полагаю, что подобное решение отразится на автомобильном рынке положительно. Только недавно мы обсуждали с коллегами те проблемы, которые возникли у "Форда" из-за того, что он вынужден был отказаться от режима свободного склада. Поэтому обнуление ввозных пошлин на узлы для промсборки приведет к тому, что собираемые в России иномарки не подорожают, несмотря на ажиотажный спрос. Я думаю, что эта мера простимулирует также автоконцерны к созданию сборочных предприятий в России.

В то же время это еще один, если не удар, то в определенной степени щелчок по нашим традиционным производителям, которых осталось всего трое: "ВАЗ", "ГАЗ" и "УАЗ". Им и так приходится достаточно сложно, а теперь будет еще труднее удерживать свои позиции на рынке. Правда, теоретически обнуление ввозных пошлин на комплектующие может сыграть на руку и отечественным производителям, простимулировав ввоз более качественных комплектующих на тот же "ВАЗ". Но надо учитывать, что, кроме проблемы с автокомпонентами, у "ВАЗа" есть проблемы и с качеством сборки, и с износом производственного оборудования, которое не позволяет собирать более совершенные машины. Недаром, руководство завода объявляло о намерении строить новый завод.

Тем не менее, после обнуления ставок многие виды отечественной продукции все равно будут дешевле импортной, и это позволит ей сохранить своих покупателей. Например, продукцией Балаковского завода резино-технических изделий пользуются все наши автопроизводители. Казалось бы, кто мешает им закупать комплектующие в другом месте? Но на практике оказывается, что отлаженные годами отношения между заводами разорвать не так-то просто. Свечи, тормозные колодки, конечно, можно импортировать. Но более сложные детали, например, стартеры и водяные насосы на сегодняшний день зарубежные компании для "ВАЗа" не делают. Конечно, если фирме Bosh поставить такую задачу - они, наверно, за нее возьмутся и справятся. Но их продукция будет намного более дорогой, нежели традиционная. В целом, я думаю, можно надеяться, что в случае подписания этого постановления качество наших отечественных автомобилей значительно улучшится. Но произойдет это не сразу.

Михаил Тихонов, замгендиректора "Таганрогского автомобильного завода" (ТагАЗ):

- Наше предприятие использует большое количество импортных автокомпонентов, более половины всего перечня для сборки, поэтому все шаги, которые приводят к удешевлению комплектующих, можно только приветствовать.

Я готов работать и с нашими заводами, покупать у их необходимые нам узлы и детали. Но пока это практически невозможно сделать. Мое личное мнение заключается в том, что отечественные производители так и не смогут в будущем наладить выпуск качественных комплектующих. Их уже ничто не спасет, поэтому мы на них и не рассчитываем.

Что касается ценовой политики нашей компании, то она зависит от многих факторов. Для нас главное, чтобы был доволен потребитель. Цель компании, чтобы автомобили "Хендай" были N1 на рынке.

Ирина Шемякина, эксперт по пиару ЗАО "Джи-Эм АВТОВАЗ":

- Конечно, вопрос стоимости автокомпонентов для рынка в целом - весьма существенен. Тем не менее, пока сложно точно прогнозировать, как иностранные и отечественные производители отзовутся на подобную стимуляцию со стороны государства. А потому не ясно, чего ждать потребителям.

Страна.Ru; 15.08.06