29.03.05

Иномарки будут импортировать частями

ПРОИЗВОДИТЕЛИ иномарок, выпускаемых в России, а вслед за ними и будущие владельцы "Фордов", "БМВ " и KIA могут праздновать победу. Вчера правительство России приняло решение о многократном снижении ввозных таможенных пошлин на автокомпоненты для промышленной сборки иномарок в России. Теперь пошлины на стекла, сиденья, зеркала, замки, которые не изготавливаются в стране, будут снижены с нынешних 12-15 до 3-5 процентов от их таможенной стоимости. А на двигатели, тормозные системы, амортизаторы, мосты, колеса, радиаторы, глушители, сцепления, части рулевого управления пошлины вообще отменят. По мнению экспертов, от этого выиграет прежде всего отечественный потребитель, а на российском рынке появится больше иномарок по относительно доступной цене. Вопрос "уценки" автокомпонентов муссировался в кабинетах минэкономразвития, минфина, минпромэнерго, таможенной и антимонопольной служб почти год. Но в последнее время чиновники наконец определились со своей стратегией. Ее в одном из недавних интервью озвучил заместитель директора Департамента промышленности минпромэнерго Николай Сорокин. Он сказал, что "министерство позитивно относится к тенденции увеличения продаж иномарок в России, если эти автомобили производятся на территории страны, сдержанно - когда новые автомобили ввозятся из-за рубежа и негативно - если речь идет о подержанных авто". Пошлины на автомобильный "секонд-хенд" поднимаются, а детали для производства в стране, как видим, идут через границу почти свободно. Есть надежда, что теперь в России будут созданы благоприятные условия для сборочных автопредприятий полного цикла.

Если в 2004 году было продано 250 тысяч автомобилей иностранного и совместного производства, выпуск которых налажен на территории России, то через 3-4 года эта цифра может увеличиться в 1,5-2 раза. В ближайшее время минэкономразвития совместно с минфином и минпромэнерго определятся с порядком применения новых пошлин и требованиями к тем производителям, которым будет дано право ввозить в Россию "дешевые" компоненты. Критерием послужат так называемые соглашения, которые будут подписаны с крупнейшими иностранными автоконцернами. Согласно этим документам иностранцы будут брать на себя обязательства инвестировать в производство не менее 200 миллионов долларов и через 12-18 месяцев начать в России сварку и покраску кузовов автомобилей. Именно это отличает промышленную сборку от "отверточной", которая имеет место сейчас на ряде предприятий по сборке иномарок в России.

По словам экспертов, для большинства российских автопроизводителей приход иностранцев чреват снижением доли рынка. Однако на этот счет минэкономразвития приготовило им утешительный приз. В качестве мер поддержки межведомственная комиссия по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике рекомендовала на прошлой неделе правительству полностью отменить ввозные пошлины на оборудование для автомобильной промышленности, аналоги которого не производятся в России.

Справка "РГ"

Сегодня в России выпускаются автомобили марок Renault, Ford, BMW, KIA. Начать сборочное производство в РФ планируют Тоyota, Volkswagen, Daimler Chrysler.

Российская газета 29.03.05