13.03.06

Иномарки объедут Финляндию стороной

Как стало известно Ъ, в Лужской губе, на берегу Финского залива Ленинградской области, группа инвесторов планирует построить терминал по перевалке новых автомобилей. Мощность терминала планируется в объеме 250 тыс. машин в год, что составляет почти 73% от всего экспорта новых легковых автомобилей, поставляемых в Россию через Северо-Западный регион. Финские портовики, прямые конкуренты будущего терминала, заявляют, что перспектива его появления их не страшит.

В районе деревни Вистино, которая расположена на Сойкинском полуострове, омываемом Лужской губой Финского залива, власти Ленинградской области планируют возвести целую серию терминалов различного профиля. Как уже писал Ъ, пул инвесторов был сформирован еще в прошлом году, однако дело пока с места не сдвинулось: ОАО "Российские железные дороги" отказывается строить к терминалам отдельную железнодорожную ветку.

Как рассказал Ъ источник в администрации Кингисеппского района Ленобласти, к местным чиновникам обратилась "группа частных инвесторов", которые уведомили власти о том, что планируют построить на одном из участков в Лужской губе терминал по обслуживанию ввозимых в Россию иномарок. Начать строительство инвесторы собираются на участке компании "СГ-Транс", которая предполагала построить мощности по перевалке природного газа, но от своих планов отказалась и готова передать землю под новый проект. В самом "СГ-Трансе" комментировать ситуацию не стали.

Имена новых инвесторов пока неизвестны. "Эти люди, скорее всего, представляют не одну компанию, а действуют сами по себе, как физические лица", -- считает источник Ъ в правительстве Ленобласти. Директор проектов агентства Sea News Алексей Безбородов говорит, что для строительства терминала по обслуживанию накатной техники достаточно инвестиций в размере "$100 на один квадратный метр без установки кранов". Минимальная площадь такого объекта может составлять 10 га, что дает общую сумму затрат в $10 млн. Такие расходы вполне по силам и частным инвесторам.

По сведениям Ъ, проектная мощность терминала составляет 250 тыс. машин в год. Отметим, что подавляющее большинство ввозимых в Россию через Северо-Запад новых иномарок перегружается в портах Финляндии, а затем автовозами доставляется в Петербург и Москву. По данным финской таможни, таким транзитом через порты Ханко, Турку и Котка в 2005 году прошло 340 тыс. машин общей стоимостью 5 млрд.

Участники рынка оценивают идею инвесторов как перспективную. "Близость Лужской губы к Петербургу позволила бы быстрее оборачивать автовозы и снизить цены на доставку машин к потребителям, -- говорит директор паромного центра ООО "ГР Тревел" Эдуард Эзрох. -- Но возникает вопрос: сюда паромы привезут машины, а с какими грузами они пойдут отсюда?" К тому же, говорит господин Эзрох, из финских портов новые иномарки разъезжаются не только в Россию, но и в другие страны, например в Балтию. Поэтому, чтобы терминал стал привлекательным, по мнению господина Эзроха, нужно, чтобы с Лужской губы можно было доставлять грузы не только в Петербург и Москву, но и в других направлениях.

Напомним, что в апреле 2005 года японская судоходная компания K Line уже запустила в России сервис по доставке в Петербург накатной техники из Европы. Проект был анонсирован именно как альтернатива финским портам. Однако, как уже писал Ъ, паром возит какую угодно технику, только не иномарки, которые по-прежнему следуют через порты Суоми. "Мы являемся агентом судоходной линии и поэтому очень заинтересованы в появлении нового терминала. Ведь в настоящий момент новые автомобили завозятся через Финляндию из-за отсутствия портовых мощностей. Сейчас наш паром идет из Германии до финских портов Ханко, Котка и Хамина, где машины выгружаются, а потом доставляются в Петербург уже на автовозах, несмотря на то что следующим портом захода является именно Северная столица", -- сказала Ъ проектный менеджер компании МЕТ Елена Исупова.

Портовики Финляндии беспокойства по поводу возможного появления конкурента не испытывают. "Мы занимаемся перевалкой машин уже 30 лет и имеем в этом бизнесе сильные позиции", -- заявил Ъ председатель совета директоров порта Ханко Петер Мальмлунд.

Коммерсант 13.03.06