05.05.06

Иномарки срежут путь по воде

В июле 2006 г. группа компаний "Осло Марин" откроет в порту Петербурга крупнейший в стране автомобильный терминал мощностью 60 тыс. машин в месяц. Стоимость проекта почти 1 млрд рублей. Основной упор терминала "Онега" площадью 8,8 га будет сделан на ввоз в страну автомобилей, хотя он сможет обслуживать и грузовые машины.

Заявленная мощность проектируемого терминала более чем в 10 раз превышает уровень перевалки новых и подержанных автомобилей в порту Котка (Финляндия), который является одной из крупнейших перевалочных баз на пути иномарок в Россию. Всего в России в прошлом году было продано около 2 млн автомобилей, из которых на иностранные (новые и подержанные) пришлось около 1,2 млн. Таким образом, после выхода на полную мощность терминал "Осло Марин" сможет обеспечить около 60% потребностей России в иностранных автомобилях. Вместе с тем эксперты прогнозируют, что объем продаж автомобилей в стране будет расти темпами не менее 30% в год.

Как рассказала начальник отдела маркетинга и развития группы "Осло Марин" Елена Мургина, проект включает открытую площадку для стоянки автомобилей, офисную инфраструктуру, таможенную зону, обеспечение коммуникаций и безопасности. Объем инвестиций в первую очередь составил 260 млн рублей. Строительство второй очереди (причальной стенки) планируется завершить к концу 2006 г., объем капиталовложений на этой стадии - 180 млн рублей. Третью очередь объекта (два шестиэтажных паркинга для хранения импортируемых машин и техники) планируется ввести в 2007 г. Где именно будет располагаться этот терминал, Елена Мургина не сообщила, однако, по данным "ДП", он разместится в районе рыбного порта. "Они уже купили землю по соседству с нами, в частности 2,2 га у ЗАО "РСТ БМП", однако выход к морю эта территория имеет очень узкий, и рассчитывать они могут только на причал 94, к нам с предложением об использовании причалов они тоже обращались", - сообщил Эдуард Сергеев, президент ООО "Морской рыбный порт". Пока транспортировку грузов Ro-Ro (грузы, которые сами заезжают на судно) в Петербурге осуществляют ОАО "Морской порт СПб", ОАО "ПетроЛесПорт" и ЗАО "Балтийские транспортные системы".

Однако все эти компании не обладают достаточными площадями для хранения транспорта, а потому через них проходит всего несколько тысяч единиц машин в год, в основном тяжелая коммерческая техника. Новый оператор заявляет о намерениях создать крупную площадку с современными технологиями именно для нужд автодистрибьюторов. Если Петербургу удастся перетянуть финские грузопотоки, российские автоперевозчики будут полностью контролировать рынок по доставке машин в Москву объемом в сотни миллионов долларов в год. Александр Крючков, начальник отдела продаж ЗАО "Аксель-Моторс", наде ется, что мощный автомобильный терминал в Петербурге позволит сократить время ожидания новых машин. Теперь не придется дожидаться их переправки в Москву для растаможивания. Пока импортеры автомобилей предпочитают ввозить их по суше из-за более простой системы таможенного оформления и недоверия к российским портовикам. Пока что грузовладельцы стараются избегать предложений петербургских стивидоров из-за сложности таможенного оформления в порту по сравнению, например, с пунктами пропуска на трассе Петербург - Хельсинки, где этот процесс полностью автоматизирован и на оформление машины уходит в среднем по 10 минут.

Кроме того, есть у владельцев машин и претензии к качеству обслуживания, например, в части сохранности автомобилей и сроках таможенного оформления. Основная проблема - в отсутствии площадей для хранения машин и наработанной системы перегрузки и оформления машин. Пути импортного транспорта проходят через Финляндию, Прибалтику, Белоруссию и Дальний Восток. Северный путь в основном проходит так: океанские суда привозят автомобили в порты Германии, затем более мелкими партиями они доставляются в финские порты, откуда их автотранспортом везут большей частью в Москву, а около 15% затем после процедуры таможенного оформления возвращается в Петербург.

Для повышения рентабельности проекта по перевалке в порту автомобилей ГК "Осло Марин" придется идти в смежные виды бизнеса. При полной загрузке терминала и ценах, сопоставимых с финскими, его годовой оборот составит примерно $21 млн. Порт в Котке, перегрузив в прошлом году 58 тыс. автомобилей, выручил всего $1,7 млн. Уход этого груза из Финляндии нанесет основной удар финским автотранспортным предприятиям, перевозящим несколько сот тысяч машин в год в Россию по цене 300-1000 евро за штуку.

Логичным продолжением проекта терминала будет создание собственного подразделения по перевозке машин внутри страны или паромной линии, рентабельность которых будет выше портового проекта. Рубен Тертерян, генеральный директор ООО "Агентство специальных исследований" (16615)*, считает, что сейчас многие игроки логистического рынка прорабатывают возможность строительства таких причалов.

Деловой Петербург