23.01.06

Иномарки стали популярнее отечественных авто

Новый 2006 год станет, по оценкам экспертов, знаковым для российского автомобильного рынка. Впервые в истории, продажи иномарок сравняются с продажами отечественных автомобилей, а уже через год россияне приобретут заметно больше импортных автомобилей, чем машин российских марок.

Так как относительно резких колебаний валютного курса в ближайшее время не ожидается, как и существенное понижение экспортных цен на нефть, в 2006 году различные эксперты рынка прогнозируют продажи иномарок в нашей стране на уровне 750-840 тыс. автомобилей.

По прогнозам экспертов, в долгосрочной перспективе, на увеличение ввоза иномарок в страну после вступления России в ВТО, возможно, повлияет снижение таможенной пошлины с нынешних 25% до 15%, а также намеченный постепенный переход к 2010 году на требования к токсичности Евро-4.

В этой связи, генеральный менеджер Рольф Валерий Тараканов, не разделяющий оптимизма руководства российских автозаводов по восстановлению статус-кво на рынке с переходом на новые технологии, предвидит сокращение доли российских марок в общей структуре реализуемых в стране машин. Стремление улучшить потребительские свойства тех же Лад приведут к их необратимому подорожанию, между тем как именно низкая цена пока остается единственным конкурентным преимуществом продукции российских автопредприятий.

Косвенно в пользу роста продаж иномарок говорит и увеличивающийся, несмотря на все усилия российских властей, ввоз в страну подержаных автомобилей иностранного производства. При среднем трехлетнем цикле смены устаревшего авто на новое, уже с этого года рынок будет располагать запасом предложения на вторичном рынке за счет иномарок, некогда ввезенных новыми. Напомним, импорт новых иномарок превысил ввоз подержаных автомобилей из-за рубежа в 2004 году, а в следующем году рынок ожидает еще одно знаковое событие позади окажутся и продажи новых отечественных машин.

Если говорить о структуре рынка иномарок с точки зрения стран происхождения брэндов, то нынешнее безоговорочное лидерство японских марок (37% рынка против показателя в 28% преследующих японцев иномарок с корейской родословной) уже через 4 года, по мнению В.Тараканова, сменится лидерством европейских автомобилей. К 2010 году последние составят 36% рынка, который вырастет до 36 млрд. долларов и 1,56 млн. реализованных автомобилей. Характерно при этом, что тон в продажах тем не мне будут задавать производители, чья продукция уложится в диапазон 14-20 тыс. долларов, столь популярный сегодня. В особом положении, как всегда, автопроизводители из Поднебесной китайцам всегда было что предложить похотливым до дешевой продукции западным соседям.

Основной вклад в рост продаж иномарок, как ожидается, станет делом рук организованных на территории страны конвейеров по сборке автомобилей иностранного производства. Многие из них, имея запас прочности в виде нереализованных в полную силу мощностей, изрядно потешат свои амбиции к 2010-му доля их продукции в структуре реализованных в России иномарок достигнет 47% (против нынешней четверти). При этом к пяти ныне действующим конвейерам ( Автотор , Автофрамос , ТагАЗ, Форд Мотор Компании и Иж-Авто ), несмотря на все усилия правительства, прибавится в лучшем случае три игрока: Toyota, Volkswagen и Fiat. Учитывая инвестиции и сроки строительства заводов, а также факт вступления России в ВТО с последующим снижением пошлин на импорт, бизнес для иностранцев, и без того вольготно ввозящих сегодня свою продукцию, станет лишь более привлекательным.

Особый интерес с точки зрения перспектив рынка вызывает ожидаемый многократный рост продаж дизельных иномарок. Россияне, привыкшие кропотливо считать свои кровные, всегда трепетно относились к возможности сэкономить, но качество местного дизельного топлива вызывало у поставщиков иномарок по меньшей мере недоумение. Если учесть, что уже в этом году стоит ожидать на российских АЗС экологичной солярки, соответствующей нормам Евро-4, легко предугадать рвение импортеров, с которым они приступят к массовым поставкам дизельных авто уже в 2007-2008 году. Как результат импорт таких машин до 2010 года переживет пятикратный рост с занимаемых сегодня на рынке 3% до 15%.

Артур Саруханов
AutoNews; 23.01.06