24.01.06

Иномарки устремились в Россию

Два миллиарда готовы вложить иностранцы в отечественный автопром

БОЛЕЕ 2 миллиардов долларов вложат в российский автопром иностранцы в ближайшие два-три года, такие цифры озвучивают эксперты минэкономразвития. Уже в 2006 - 2007 годах порядка десяти ведущих мировых автоконцернов начнут производить автомобили в России. Вслед за автоконцернами в Россию придут и мировые производители автокомпонентов.

Напомним, что в декабре прошлого года правительство постановлением N 757 ввело на постоянной основе ставки ввозных таможенных пошлин, утвержденные весной постановлением правительства N 166 "О внесении изменений в Таможенный тариф Российской Федерации в отношении автокомпонентов, ввозимых для промышленной сборки". Данные ставки начали действовать с 15 января этого года.

Данный документ позволяет компаниям, заключившим инвестсоглашение и занятым промышленной сборкой автомобилей, беспошлинно или с 3-процентной ставкой ввозить в Россию импортные комплектующие. В противном случае ставка составляет 15 процентов. Предельный срок отверточной сборки для такого проекта - 2,5 года. Потом инвестор обязан либо локализовать производство комплектующих, либо отказаться от льготного режима их ввоза.

И иностранные производители устремились в Россию. Так оценивают этот сегмент рынка немецкие эксперты, именно в России автопром станет одним из самых динамичных в мире. Согласно приведенным ими данным, количество новых автомобилей в России до 2014 года будет ежегодно возрастать на 6 процентов. При этом импорт новых автомобилей в Россию увеличится с 300 тысяч в 2004 году до 700 тысяч, а собранных в России иномарок - со 100 тысяч за тот же период до 800 тысяч.

Этот тезис подтверждают и российские эксперты. Так, если в прошлом году было продано 1,6 миллиона автомашин, то в 2006 году будет продано более 1,8 миллиона автомобилей. А к 2010 годубудет продаваться порядка 2,6-2,8 миллиона легковых автомобилей в год, что в денежном выражении составит приблизительно 31 миллиард долларов. При этом объем продаж в России традиционных отечественных марок будет неуклонно падать, считают эксперты. Также прогнозируют они и снижение ввоза подержанных иномарок, что объясняется возникновением у нас собственного мощного вторичного рынка иномарок.

Помимо продаж автомобильная индустрия, как считают немецкие эксперты, может играть центральную роль в дальнейшем развитии народного хозяйства России. Ведь речь в данном случае идет о высококомплексной индустрии с производством продукции в различных секторах экономики - от производства сырья, переработки, сборки компонентов до конечной сборки. Кроме того, для обеспечения жизненного цикла автомобиля необходимы сервис, ремонт, оказание финансовых услуг по кредитованию покупки автомобиля и так далее.

Однако есть и другая сторона медали. Некоторые аналитики опасаются повторения китайского варианта. Напоминая, что страна, которая несколько лет пребывала в состоянии автобума, сегодня столкнулась с затовариванием и снижением спроса на автомобили. Автомобильные компании вынуждены бороться не только с местными производителями (производящими дешевые и не очень качественные автомобили), но и между собой. Так что уверенности, что Россия к 2010 году не будет переполнена автомобилями, нет.

Впрочем, и это нестрашно. Несмотря на то, что в китайском автопроме не все так просто, это не мешает ему продавать авто по всему миру. Почти шесть миллионов автомобилей было продано в Китае в минувшем году. Как сообщает агентство Синьхуа, по этому показателю страна заняла второе место в мире, опередив такие ведущие автомобильные державы, как Германия и Япония. Больше всего машин в прошлом году было реализовано в Соединенных Штатах. А в этом году, по прогнозам Китайской ассоциации автопроизводителей, в стране будет реализовано около 6,6 миллиона машин.

Российская газета 24.01.06