06.03.09

Иномарки в Россию не едут

Импорт автомобилей в Россию стремительно падает – граждане не могут в условиях кризиса покупать подорожавшие из-за девальвации рубля машины. Однако и российские производители испытывают кризис перепроизводства – они вынуждены останавливать конвейеры и отправлять рабочих в отпуск. По прогнозам экспертов, в 2009 году объем рынка новых автомобилей в России снизится на 20–25%.

Импорт легковых автомобилей в РФ в январе снизился на 68,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года – до 34,7 тыс. машин, свидетельствуют данные Федеральной таможенной службы.

Объем импорта сократился на 64,4% – до 513 млн долларов. Ранее газета «Ведомости» со ссылкой на агентство «Автостат» писала о падении импорта в четыре раза в январе.

Банки неохотно выделяют кредиты населению, люди меньше покупают автомобили, а дилеры накапливают избыточные запасы и поэтому не покупают новые иномарки. Кроме того, автомобили иностранных марок выпускаются в России. По данным Ассоциации европейского бизнеса, продажи новых автомобилей в России в январе 2009 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года упали на 33%, по сравнению с декабрем прошлого года – на 44,5%.

Вместе с тем иномарки, ввозимые в Россию, теперь будут обходиться дороже потребителю – девальвация рубля заставила продавцов повысить цены. Ассоциация европейского бизнеса прогнозирует, что в 2009 году цены на автомобили вырастут примерно на 10 процентов. Цены вырастут и из-за протекционистских мер правительства, повысивших пошлины на ввоз новых иномарок с 25% до 30%, а также из-за двукратного повышения пошлин на подержанные автомобили.

Пошлины и девальвация оказывают ожидаемое влияние на объем импорта, говорит аналитик Банка Москвы Михаил Лямин.

Двукратное снижение импорта автомобилей, рост цен на импортируемые иномарки могли бы благоприятно сказаться на российских автопроизводителях. Однако сейчас конкуренция с импортом нелегкая задача для отечественных производителей, которые страдают от перепроизводства, падения продаж и пока пытаются справиться с долгами.

Например, подконтрольная Олегу Дерипаске группа ГАЗ, чей долг составил около 45 млрд рублей, не исключила, что вовсе может отказаться от выпуска легковых машин. Другие российские производители вынуждены были приостанавливать производства и работать в сокращенном режиме – например, останавливал свой конвейер АвтоВАЗ.

По итогам первого полугодия 2008 года российский автомобильный рынок обогнал немецкий по объему продаж в количественном выражении, став крупнейшим в Европе, отмечала в своем исследовании компания PricewaterhouseCoopers. Прорыв стал возможным благодаря росту продаж иномарок, в том числе российской сборки.

Те же исследователи позднее выпустили неутешительный прогноз о падении продаж автомобилей в России в 2009 году на 25–50%. Согласно прогнозу Банка Москвы, в 2009 году объем рынка новых автомобилей в России снизится на 20–25%, то есть снижение импорта должно составить 30–40%.

Взгляд; 06.03.09