26.05.06

Иномарки вне закона

Из-за нерасторопности чиновников автомобилисты уже месяц не могут без проблем ввезти в Россию подержанные иномарки. Таможенники не знают, какие автомобили соответствуют обязательному теперь стандарту Евро-2 . Особенно это расстроило калининградских автомобилистов, ведь через месяц для области отменяется беспошлинный ввоз машин.

В октябре прошлого года правительство приняло постановление о техрегламенте, который установил требования к выбросам автомобилей. Согласно ему с 22 апреля все ввозимые на территорию России иномарки должны соответствовать стандарту Евро-2 . Но водители и таможенники оказались к этому совершенно неподготовленными. Как и положено, таможня прекратила в конце апреля пропуск подержанных иномарок без сертификатов соответствия экологическим стандартам, рассказывает представитель Федеральной таможенной службы (ФТС) Владимир Зубков. Эти сертификаты должны были выдавать уполномоченные Ростехрегулированием органы. Но таможенники получили инструкцию, что это за органы и каков порядок выдачи документов, только 4 мая, а потом выяснилось, что этих органов очень мало, добавляет он. По его словам, автомобили не задерживались на границе, но таможенники отбирали у нарушителей техпаспорт и забрать его можно было, только предоставив экологический сертификат.

В Калининграде это вызвало бурю. На местной таможне скопилось несколько сотен, а то и тысяч автомобилей , уверяет сенатор от области Николай Тулаев. К тому же с 1 июля в Калининградскую область прекращается беспошлинный ввоз автомобилей и администрация уже провела конкурс по распределению квот на ввоз 8000 автомобилей. Власти напоследок сделали людям подарок, разрешив им, а не компаниям-монополистам привезти для себя напоследок автомобиль , поясняет Тулаев. Но вместо подарка калининградцы получили лишние проблемы. Очередь рассосется не раньше чем через несколько недель, а все это время придется платить за стоянку автомобиля на складе , расстраивается сенатор. Вчера 200 автомобилистов митинговали у правительства Калининградской области, а губернатор Георгий Боос направил телеграмму премьеру Михаилу Фрадкову с просьбой приостановить правительственное постановление.

До сих пор Ростехрегулирование не сертифицировало подержанные иномарки и действующих 38 уполномоченных органов по сертификации оказалось недостаточно, поясняет руководитель агентства Григорий Элькин. После 22 апреля Ростехрегулирование открыло еще 50 пунктов, отмечает он. А неделю назад Минпромэнерго, агентство и ФТС согласовали таблицу, какие автомобили соответствуют стандартам, а какие нет. Она станет основой для пропуска машин до 1 сентября , поясняет Элькин. Теперь таможенникам на местах достаточно будет заглянуть в таблицу и определить, соответствует ли автомобиль нормам Евро-2 , а сертификат надо будет получать только в спорных случаях, добавляет Зубков. Что будет осенью, пока непонятно. Наша позиция заключается в том, чтобы оставить в силе эти требования , отмечает Элькин. Если режим не изменится, то проблем у большинства автомобилистов не возникнет: стандартам Евро-2 не соответствуют только очень старые автомобили. А их практически не импортируют, потому что на иномарки от семи лет и старше действуют запретительные пошлины 100-300% от стоимости в зависимости от объема двигателя, напоминает аналитик Deutsche UFG Елена Сахнова.

Ведомости ; 26.05.2006