07.12.06

Иномарочное нашествие

Продажи иномарок в ЮФО, как, впрочем, и по России в целом, бьют рекорды, несмотря на прогнозы скептиков двух-трехлетней давности Продажи иномарок в ЮФО, как, впрочем, и по России в целом, бьют рекорды, несмотря на прогнозы скептиков двух-трехлетней давности о стагнации рынка. Результат подобного автобума - спрос превысил предложение. Но производители не в силах его удовлетворить, покупатели вынуждены месяцами стоять в очередях. А отечественный автопром безнадежно теряет свои позиции и вынужден переквалифицироваться на сборку иностранных авто.

Южный феномен

По данным информационно-аналитического агентства "Автомобильная статистика", на долю ЮФО приходится примерно 12-13% российского рынка по отечественным маркам (95-100 тысяч машин) и 7-8% (70-80 тысяч машин) по иномаркам.

В целом, по прогнозам аналитиков, в текущем году на юге будет продано порядка 170-180 тысяч новых авто. В результате ЮФО не только займет около 10% общероссийского авторынка, но и даже обгонит питерский рынок с его 8-процентной долей.

При этом участники отмечают рекордный рост продаж, особенно в сегменте новых иномарок. По разным данным, рост продаж здесь достиг 150%. Причем особым спросом пользовались автомобили бизнес- и премиум-класса.

Например, спрос на Merzedes-Benz на Юге в этом году вырос на 25%, Audi - на 60%, Volvo - на 100% (ожидается, что до конца декабря эта цифра увеличится еще в полтора раза), BMW - на 150%.

- Стабильная экономическая ситуация по стране в целом, стабильность рубля по отношению к основным мировым валютам, выгодные схемы кредитования и рассрочек обеспечивают стабильный планомерный рост авторынка, - комментирует "ЮР" ситуацию Елена Литвиненко, менеджер по рекламе компании "Дон-Моторс". - У людей появляется возможность вместо "десятки" купить более солидную машину, и эта покупка не будет бить по карману.

Примечательно, что спрос на новые иномарки во многом формируется за счет сельского населения.

- Почти половину (43%) населения ЮФО составляют сельские жители против 27% в среднем по стране, что предполагает увеличение спроса в осенний период - после уборки урожая и получения выручки, - говорит Сергей Целиков, директор ИАА "Автомобильная статистика".

Тормозная активность

Высокая покупательская активность, пожалуй, должна была положительно отразиться на рынке. Но удовлетворить его оказалось под силу немногим. - Производители не в состоянии удовлетворить высокий спрос из-за острого дефицита мощностей автопроизводства, проблем с транспортной логистикой и созданием необходимой инфраструктуры в виде сервисных центров техобслуживания, - уверена Наталья Кочешкова, аналитик ИК "ФИНАМ".

Чтобы купить новый автомобиль, покупателю приходится долго ждать. Как удалось выяснить корреспонденту "ЮР", сегодня, чтобы сесть за руль новенького Peugeot к новому году, заказ нужно было оформить два месяца назад, а очередь на Ford Focus в российской базовой комплектации растянулась уже на 11 месяцев.

Лидерами продаж по-прежнему остаются Hyundai (9440), Chevrolet (6371) и Ford (4862). Именно эти производители выпускают наиболее доступные и так называемые "народные" модели - Hyundai Accent, Chevrolet Niva и Ford Focus.

Отечественный кризис

Пока иностранные компании не могут справиться с растущим спросом, российский автопром испытывает значительные трудности.

- Переломным в этом плане уже стал прошлый год, когда доля иномарок составила больше половины, а именно 51% от общероссийских продаж, - поясняет Наталья Кочешкова. - И это без учета отечественной сборки иномарок. В противном случае эта цифра была бы еще больше. Показатели ВАЗа, по подсчетам ФИНАМа, за последние три года по доле авторынка упали с 60 до 40%. Эксперты компании "Автомобильная статистика" к 2009-2010 годам прогнозируют сокращение доли отечественных авто до 20-25%. Ситуация может еще более усугубиться, если Россия вступит в ВТО. В результате будут снижены пошлины на иномарки, и автомобили станут дешевле на 10%.

Но местные автовазовские дилеры "хоронить" отечественный автопром не торопятся. Нынешний спад они обусловливают сезонностью, а не кризисом. - Сейчас наблюдается незначительный сезонный спад по продажам, - убежден директор "Ростов-Лады" Юрий Фимиряков. - ВАЗ работает над улучшением качества своей продукции, расширением цветовой палитры, совершенствует характеристики двигателя, поэтому я думаю, что наш покупатель останется с нами.

Однако не факт, что местные производители успеют усилить свои позиции на пике спроса. По словам самих игроков рынка, рост в более чем 100% не является нормой для рынка автомобилей. Поэтому в будущем они надеются на стабилизацию ситуации с возможным ежегодным приростом в 20-30%.

ЛИЧНОЕ МНЕНИЕ

За девять месяцев текущего года в ЮФО, по данным Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса в РФ, было продано 3 тысячи 137 автомобилей Nissan, Toyota - 2 тысячи 992, BMW - 489, Land Rover - 101, Porsche - 72.

Любопытно, что 72 из 974 шикарных немецких купе от Porsche, проданных в России, обосновались в ЮФО (это почти 7,5% от общей доли российских продаж). Для сравнения: доля Toyota равна 4,4%, Audi - 3,3%.

Алексей Фролов, генеральный директор Южной нефтегазовой компании, (обладатель Porsche 911 Carrera 4S Cabriolet):

- Porsche - не просто машина класса "люкс". Это автомобиль со своей историей, бренд, окутанный легендами. Если хотите, визитная карточка успешного бизнесмена, как часы или пишущая ручка.

Мне кажется, что повышенный спрос на Porsche в ЮФО, с одной стороны, можно объяснить достаточно высоким уровнем жизни, в частности в Ростове. С другой - южный климат позволяет чаше делать выбор в пользу спортивных машин типа кабриолет.

Владимир Сковородкин, генеральный директор строительной компании "Росстрой", (обладатель Ford Fusion и Suzuki Grand Vitara):

- По роду своей деятельности я постоянно нахожусь в разъездах, причем в рамках одного города. Поэтому компактный Ford в этом случае - самое оптимальное решение. Для меня как предпринимателя рабочий автомобиль является средством передвижения, за которое я готов отдать не больше полумиллиона рублей. Но здесь каждый случай индивидуален. Ведь одни просто утром паркуют свой авто у офиса, а вечером ставят его в гараж, другие в автомобиле живут. Другой мой автомобиль - Susuki выполняет роль автомобиля выходного дня, который позволяет себя комфортно и уверено чувствовать.

Что касается южнороссийской моды на Porsche, то здесь любят порисоваться. Хотя я не считаю, что автомобиль за 150 тысяч евро лучше той же Toyota Camry, которая дешевле в разы. Но это дело лично каждого: кто-то покупает бренд, кто-то - автомобиль.

Kuban.iNFO; 07.12.06