05.08.08

Иностранцы грузят Россию

На прошлой неделе комиссия по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике рассмотрела предложения иностранных компаний, производящих грузовики. Иностранцы просили дать им такие же льготы, какими пользуются производители легковых авто. Но комиссия лишь одобрила предложение о расширении объемов импорта деталей для автомобилей в рамках промышленной сборки и распространила беспошлинный режим ввоза комплектующих для такой сборки на автомобили с объемом двигателя больше 2,8 литра. Однако для дизельных двигателей была установлена планка объема двигателя в размере 3 литра. Эксперты говорят, что главный мотив комиссии - защитить отечественных производителей грузовиков.

В прошлом году рынок продаж новых иномарок в России, по данным минэкономразвития, вырос на 61 процент, до 1,65 миллиона автомобилей. А к 2011 году эксперты ожидают увеличение его объема до 4 миллионов автомобилей. Произойдет это, по их мнению, благодаря производству российских автомобилей под иностранными брендами в режиме промсборки.

Напомним, что с лета 2005 года на территории России действовал льготный режим промышленной сборки, который позволял компаниям, заключившим инвестсоглашение и занятым промышленной сборкой автомобилей, беспошлинно или с 3-процентной ставкой ввозить в Россию импортные комплектующие (обычно пошлина составляет 15 процентов). В настоящее время Россия подписала уже 23 соглашения по производству иномарок и автокомпонентов к ним на территории РФ с общим объемом инвестиций в 6,5 миллиарда долларов.

Но аппетит, как известно, приходит во время еды. Заполучив льготы на производство легковых автомобилей, иностранные компании решили, что пора осваивать и рынок грузового транспорта. По оценкам экспертов, российский рынок грузовых автомобилей обладает огромным потенциалом для динамичного роста. Россия уже является крупнейшим рынком грузовой техники в Европе. В течение следующих двух лет в России ожидается рост продаж новых грузовых автомобилей примерно на 20 процентов.

К сожалению иностранцев, льготы промсборки оказались предназначенными только для легковых автомобилей и лишь отчасти для легких коммерческих. Снижением таможенных пошлин сегодня могут воспользоваться только производители автомобилей с ограниченным объемом двигателя - до 2,5 литра для дизельного и 2,8 литра для бензинового двигателей. Производители тяжелых грузовиков приходят в Россию без режима промсборки.

Так, без льгот будет работать шведский концерн Volvo, который строит свой завод в Калуге. Но, несмотря на отсутствие льгот, собирать автомобили в России все равно выгодно: квалифицированная и недорогая рабочая сила, и пока нет проблем с экологами и профсоюзами, которые одолевают европейские автомобильные концерны. Как отмечают эксперты концерна, для них достаточно интересно и прибыльно производить грузовики даже без льгот, но если правительство предоставит льготный режим для грузовиков, они будут этому очень рады. Смены правил ждут, конечно, не только Volvo, но и ряд других компаний, которые прямо предлагают нашему правительству ввести льготную промсборку для грузовиков и отменить ограничения.

Ряд экспертов говорит, что если ограничения отменить, к нам польются новые инвестиции. Сегодня, по оценкам экспертов, дилеры европейских производителей не успевают за ростом спроса на коммерческие автомобили и спецтехнику. Квоты, получаемые от производителей, явно недостаточны. С другой стороны, на этом фоне устойчивым спросом пользуются отечественные автомобили. Некоторые наблюдатели опасаются, что после отмены льгот дела у производителей "чисто российской" техники пойдут хуже.

Эксперты профильного министерства - минпромторга - отмечают, что ограничения необходимо оставлять, хотя можно немного поднять планку - до 3 литров объема двигателя. В ведомстве при этом ссылаются именно на позицию российских производителей: расширение льгот приведет к созданию преференции для иностранцев и создаст неравные условия конкуренции. Рынок грузовых автомобилей в России в настоящий момент и так переживает период не только бурного роста, но и серьезной реструктуризации. На растущий рынок приходят ведущие мировые игроки и используют все имеющиеся в их арсенале инструменты, отработанные на высококонкурентных рынках, чтобы основательно на нем закрепиться.

В прошлом году в России, по оценке аналитического агентства "Автостат", было продано 398 тысяч грузовых автомобилей, то есть продажи выросли на 20,4 процента по сравнению с 2006 годом. Ранее темпы роста были существенно ниже: в 2005 году, например, положительная динамика составила всего 5,2 процента.

При этом в 2007 году в России было произведено 287,9 тысячи автомобилей, что на 15,8 процента больше показателей 2006 года. Основной объем - более 61 процента - машины грузоподъемностью до 2 тонн. Среднетоннажная техника выпускается в значительно меньших количествах: автомобилей грузоподъемностью от 2 до 8 тонн предприятиями страны было произведено менее 18 процентов. Сектор большегрузных грузовиков, отметившийся по итогам года наиболее значительным ростом производства, занимает пока только 21 процент от суммарных объемов выпуска.

И даже в этой сверхвыгодной ситуации некоторые отечественные производители теряют рынок. В прошедшем году российские производители грузовых автомобилей сумели отстоять уже 65 процентов рынка. Преимущество довольно солидное, однако стоит помнить, что еще пять лет назад иностранцам принадлежало всего лишь 13 процентов рынка.

"Российская Бизнес-газета" №665 от 5 августа 2008 г.