25.08.05

Интервью заместителя руководителя ФТС России Т.Н. Голендеевой

Интервью заместителя руководителя ФТС России Т.Н. Голендеевой Бюллетеню пользователя "КонсультантПлюс"

"Актуальные вопросы исчисления и взимания таможенных платежей"

Уважаемые посетители сервера!

Предлагаем вашему вниманию отчет об интернет-интервью с заместителем руководителя Федеральной таможенной службы Татьяной Николаевной Голендеевой, которое состоялось 16 августа 2005 года. Тема интервью: "Актуальные вопросы исчисления и взимания таможенных платежей, в том числе вопросы контроля таможенной стоимости, валютного контроля, а также тарифного и нетарифного регулирования, защиты прав интеллектуальной собственности". Благодарим всех посетителей сервера КонсультантПлюс, приславших свои вопросы для интервью.

КонсультантПлюс: Татьяна Николаевна, прежде чем приступить к интервью, мы хотели бы поблагодарить Вас за то, что Вы нашли время встретиться с нами и ответить на вопросы нашей интернет-аудитории. Сначала несколько общих вопросов. Многие участники ВЭД часто не могут разобраться в вопросе, какие сейчас существуют нормативные документы, регламентирующие таможенную деятельность. Правда, что их очень много?

Татьяна Николаевна: Естественно основной регламентирующий таможенную деятельность документ - это новый Таможенный кодекс РФ. Второй год осмысливаем его, анализируем на практике положения статей, насколько эффективно они работают. В целом общая оценка, данная новому Таможенному кодексу РФ таможенными органами и бизнесом, такова: ТК получился достаточно рабочим. В основном ту философию, которая в него была заложена, упрощение и ускорение процесса таможенного оформления, он выполнил. Но практика подсказала, что в некоторые статьи требуется внести коррективы, сейчас мы проводим работу в этом направлении. Будем плотно работать с Государственной Думой РФ. Впрочем, в целом Кодекс никакой ревизии подвергаться не должен, основная концепция выдержана, а отдельные технологические рихтовки будут нами предложены на рассмотрение.

В преддверии вступления в силу нового Таможенного кодекса РФ, накануне 2004 года, называли такую цифру - около 4 тысяч. Это очень много и удержать их в голове не может никто: ни таможенный брокер, ни декларант, ни участник ВЭД, ни инспектор, который занимается таможенным оформлением. Поэтому и была разработана основная стратегия, которая определила, что новый Таможенный кодекс РФ нацелен на упрощение, на ускорение таможенного оформления, таможенного контроля и таможенных процедур. Учитывая, что Таможенный кодекс РФ считается документом прямого действия, произошла минимизация нормативных документов. И называлась цифра, что их должно быть не более ста. Сейчас нормативных документов стало значительно меньше, многие документы отменены и вместо них работают статьи Таможенного кодекса. Второй год существует новый ТК РФ, но наше правовое управление до сих пор проводит "инвентаризацию" нормативных документов. Что-то отменяется из-за того, что противоречит положениям нового ТК РФ, что-то уже регламентировано новым ТК, а что не противоречит - пока продолжает жить. Упорядочение нормативной базы в свете принятия нового ТК РФ происходит и сейчас, этот процесс еще не закончен.

Какие основные направления в этой работе?

Т.Н.: Новация нового ТК РФ это ускорение и упрощение прохождения таможенных процедур. Об этом свидетельствует такой факт. По старому ТК РФ процесс таможенного оформления мог осуществляться до 10 дней. В соответствии с новым ТК РФ этот срок сокращен до 3 дней, но даже этот срок далеко не оптимален. На сегодняшний день бизнес не устраивает такое положение дел, когда возникают простои транспортных средств и финансовые потери. Поэтому мы сейчас, когда подводим итоги и оцениваем деятельность таможенных органов, региональных таможенных органов, ставим задачу и этот срок сокращать. Это одно из основных направлений в нашей работе. Чтобы эту задачу реализовать, должна быть детально формализована сама процедура оформления. Не должно быть двойственных трактований, должны быть четко обозначены полномочия и обязанности декларанта при декларировании товаров, а также полномочия, обязанности и права таможенника, которые он должен реализовать.

Когда все четко прописано и формализовано, тогда сокращается процесс и возникает меньше каких-либо недопониманий, недоразумений и конфликтных ситуаций. Поэтому новый ТК РФ и другие нормативные документы нацелены, прежде всего, на формализацию различных направлений таможенной деятельности. Например, таких, как: процедура таможенного контроля, процедура заявления таможенной стоимости, процедура контроля за уплатой таможенных платежей, процедура подачи пакета документов, которые необходимы для таможенных целей. Все это делается для того, чтобы сократить процесс оформления. Больше стандартов, больше формализованных моментов. Чтобы не было такого: пойди туда не знаю куда; принеси то не знаю что.

Следующий вопрос прислала Ирина (г. Санкт-Петербург): В связи с вступлением в действие Постановления Правительства РФ N 908 от 31.12.2004, при растамаживании детской игрушки код ТН ВЭД 9502 (одежда и обувь для кукол) таможенными органами была применена ставка 18% НДС. Так как наша фирма имеет представительство в г. Москве (товар проходит таможенную очистку в С-Пб.), возникли разногласия по ставке НДС, так как получив консультацию у работников Московской таможни, они утверждают, что на данный товар ставка НДС осталась прежней 10%. Какую ставку нужно считать правильной?

Т.Н.: Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 N 908 из товарной позиции 9502 ТН ВЭД России под льготную ставку 10 процентов попадают куклы, изображающие только людей, для детей, за исключением кукол из стекла, фарфора, фаянса, керамики.

Вопрос Эрнеста (г. Москва): У моей жены (гражданка Украины) есть автомобиль Дэу Нексия, который стоит на учете в Симферополе. Надо ли будет растамаживать авто, если мы соберемся перегнать его в Россию? Сам я гражданин РФ.

Т.Н.: В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.2003 N 718 в отношении автомобиля Дэу Нексия подлежат уплате таможенные пошлины и налоги по единым ставкам, рассчитанным от объема двигателя транспортного средства.

Какие таможенные сборы и налоги при ввозе автомобильных покрышек для грузовиков из Германии в Россию? - Sergej Melcher (Firma THUL AUDIT, Frankfurt am Main)

Т.Н.: В соответствии с Таможенным тарифом Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства от 30.11.2001 N 830, таможенная пошлина на автомобильные покрышки, ввозимые из Германии, составит 15% от таможенной стоимости, согласно статье 164 Налогового кодекса Российской Федерации ставка НДС составит 18% от суммы таможенной стоимости и таможенной пошлины. Таможенные сборы за таможенное оформление будут определяться исходя из таможенной стоимости товара в соответствии с Постановлением Правительства от 28.12.2004 N 863.

Организация хочет ввезти автомобиль на территорию РФ как часть уставного капитала вновь образуемого совместного предприятия (регистрационные документы готовы). Предприятие занимается не автотранспортной сферой.

Какие нормативные документы есть на этот счет? - Алексей (г. Москва)

Т.Н.: При ввозе на таможенную территорию Российской Федерации автомобиля в качестве вклада в уставный капитал организации льготы предусмотрены только по уплате ввозной таможенной пошлины, но не НДС. Для освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины необходимо одновременно соблюдение следующих условий. Автомобиль:

- должен быть вкладом иностранного (не российского) участника в уставный капитал организации;

- должен быть неподакцизным;

- должен относится к основным производственным фондам;

- должен ввозиться в сроки формирования уставного капитала, определенные учредительными документами организации (прошедшими государственную регистрацию в установленном порядке).

Данный порядок определен на основании статей 34 и 37 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" и Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.1996 N 883 "О льготах по уплате ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых иностранными инвесторами в качестве вклада в уставный капитал предприятий с иностранными инвестициями". Организация с иностранными инвестициями имеет на балансе транспортные средства, которые внесены иностранным партнером в уставный капитал общества, т.е. имеют статус условно выпущенных. Может ли это общество передать данные транспортные средства в аренду третьим лицам? - Валерий (г. Москва)

Т.Н.: Льготы по уплате ввозной таможенной пошлины, предоставленные при ввозе транспортного средства в качестве вклада иностранного партнера в уставный капитал общества, сохраняются при сдаче его в аренду (т.е. суммы условно начисленных ввозных таможенных пошлин не взимаются) при условии, если договор аренды не предусматривает последующую реализацию данного транспортного средства.

Вопрос Марины Владимировны (г. Москва): Наша организация ввозила товар. На таможне со ссылкой на Закон о таможенном тарифе ст. 24 был применен резервный метод расчета пошлин и НДС. Насколько я знаю, в данном законе сказано, что этот метод применяется только тогда, когда нельзя применить предыдущие способы расчета. Никаких претензий со стороны таможни по предъявлению информации о ценах контракта не было, а значит, нет аргументов для повышения стоимости.

Как получить от таможни подтверждение о правомерности применения резервного метода?

Т.Н.: В соответствии с п. 1 и п. 2 ст. 323 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) таможенная стоимость определяется согласно методам определения таможенной стоимости, установленным законодательством Российской Федерации, и заявляется в таможенный орган при декларировании товаров. Представляемые декларантом сведения, относящиеся к определению таможенной стоимости, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.

Методы определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, и порядок их применения установлены Законом Российской Федерации "О таможенном тарифе" (статьи 18-24).

Согласно п. 3 ст. 16 Закона таможенный орган по письменному запросу декларанта обязан в трехмесячный срок дать письменное разъяснение причин, по которым заявленная декларантом таможенная стоимость не может быть принята таможенным органом. При несогласии декларанта с решением таможенного органа в отношении определения таможенной стоимости это решение может быть обжаловано в порядке, определяемом ТК РФ.

Подробно процедура принятия решения по таможенной стоимости ввозимых товаров (действия декларанта и таможенного органа) изложена в Положении о контроле таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, утвержденном приказом ГТК России от 05.12.2003 N 1399 (зарегистрирован Минюстом России от 18.12.2003 N 5347).

Помогите разобраться с таможенной стоимостью для определения таможенных платежей (временного ввоза) по договору лизинга. Как они рассчитываются: исходя из общей стоимости контракта, т.е. лизинговые платежи плюс стоимость оборудования, или просто стоимость оборудования, в контракте же эти платежи разделены отдельно? Как это делается на практике? - Ольга (г. Нижний Новгород)

Т.Н.: При определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых по договорам лизинга, применяется порядок оценки в таможенных целях, установленный ст. 18-24 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе".

Примеры расчета таможенной стоимости товаров, перемещаемых по договорам лизинга, приведены в письме ГТК России от 18.06.2004 N 01-06/22236 "Об определении таможенной стоимости товаров, ввозимых в соответствии с внешнеторговыми договорами различных видов".

Каков порядок уплаты таможенных платежей в отношении товаров, являющихся предметом лизинга и ввезенных в РФ в таможенном режиме временного ввоза? - Надежда Андреевна (г. Москва)

Т.Н.: Порядок уплаты таможенных платежей при временном ввозе товаров, являющихся предметом лизинга, определен статьей 213 Таможенного кодекса Российской Федерации. В отношении товаров, относящихся к основным производственным фондам (средствам), при условии, что такие товары не являются собственностью российских лиц, пользующихся ими на таможенной территории Российской Федерации, допускается временный ввоз с применением частичного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов на 34 месяца.

Каков порядок исчисления сроков для принудительного взыскания таможенных платежей в случае нарушения сроков направления требования об уплате таможенных платежей? - Кузнецов Е.Н. (г. Новгород)

Т.Н.: Порядок исчисления сроков для принудительного взыскания таможенных платежей в случае нарушения сроков направления требования об уплате таможенных платежей определен статьей 350 Таможенного кодекса. Требование об уплате таможенных платежей должно быть направлено плательщику не позднее 10 дней со дня обнаружения факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей. Срок исполнения требования об уплате таможенных платежей составляет не менее 10 рабочих дней и не более 20 дней со дня получения требования. В случае неисполнения указанного требования таможенные органы принимают меры по принудительному взысканию таможенных платежей. Принудительное взыскание таможенных платежей не производится, если требование об уплате таможенных платежей не выставлено в течение трех лет со дня истечения срока их уплаты либо со дня наступления события, влекущего обязанность лиц уплачивать таможенные пошлины, налоги в соответствии с Таможенным кодексом.

Какие документы вправе затребовать таможенный орган для подтверждения таможенной стоимости товара? - Дмитрий (г. Москва)

Т.Н.: Перечень документов, необходимых для подтверждения сведений по таможенной стоимости, заявленных при декларировании товаров, перемещаемых через таможенную территорию Российской Федерации, указан в приложении 1,2 к Перечню документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом (далее - Перечень), утвержденному приказом ГТК России от 16.09.2003 N 1022 "Об утверждении Перечня документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом" (зарегистрирован Минюстом России от 13.10.2003 N 5171).

Будут ли распространяться на экспортируемые товары, по которым подана временная таможенная декларация, ограничения экономического характера, вступившие в силу после подачи временной таможенной декларации? - Елена Н. (г. Москва)

Т.Н.: В соответствии с пунктом 5 статьи 138 Таможенного кодекса Российской Федерации при использовании временной таможенной декларации запреты и ограничения экономического характера, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, применяются на день принятия таможенным органом этой декларации. Изменения при подаче полной таможенной декларации допускаются, если сумма подлежащих уплате вывозных таможенных пошлин увеличивается в результате уточнения стоимостных и количественных сведений. Подлежит ли таможенному оформлению программное обеспечение, не ввозимое на территорию Российской Федерации, а закачиваемое с американского сайта на сайт в Российской Федерации по лицензионному соглашению по передаче неисключительных прав? Возникает ли тут НДС? - Людмила (г. Воронеж)

Т.Н.: Нет, не подлежит.

Товары, перемещаемые через таможенную границу, подлежат декларированию и таможенному оформлению. Таможенные органы в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них законодательством Российской Федерации о таможенном деле, осуществляют таможенное оформление перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации товаров.

Под товарами, согласно Таможенному кодексу Российской Федерации и Федеральному закону "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" от 08.12.2003 N 164-ФЗ, понимается движимое имущество и соответствующие транспортные средства. Таможенное оформление информации, передаваемой (получаемой) российскими лицами по сети Интернет, не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Контроль за соблюдением установленного порядка передачи информации, не сопровождающейся перемещением товаров (материальных носителей) через таможенную границу Российской Федерации, возложен законодательством не на таможенные органы Российской Федерации, а на другие компетентные органы исполнительной власти.

Соответственно вопрос о НДС находится в компетенции ФНС России. Когда, наконец, будут разработаны, согласованы, утверждены и опубликованы в установленном порядке списки товаров с указанием кодов ТН ВЭД (как это требует ТК РФ), подлежащие контролю иных государственных органов? - Эдуард Вдовиченко (г. Москва)

Т.Н.: Товарами, подлежащими подтверждению соблюдения ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, являются отдельные виды товаров, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации и находящиеся в списках товаров с указанием кодов товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, утверждаемых Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральными законами.

До вступления в силу соответствующих технических регламентов в соответствии со ст. 46 Федерального закона "О техническом регулировании" отдельными видами товаров, подлежащими подтверждению соблюдения ограничений (далее - товары), являются:

а) товары, включенные в перечень товаров, подлежащих обязательной сертификации, утвержденный Правительством Российской Федерации. Правительством Российской Федерации определяется и ежегодно дополняется перечень отдельных видов продукции, в отношении которых обязательная сертификация заменяется декларированием соответствия. На основании данных перечней для целей осуществления таможенного оформления и таможенного контроля за товарами Ростехрегулированием и ФТС России разработаны списки продукции, подлежащей обязательной сертификации, с указанием кодов Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, а также комментарии к ним (письмо ФТС России от 12.01.2005 N 01-06/107 "О списке товаров, подлежащих обязательной сертификации").

б) товары, подлежащие пограничному государственному ветеринарному надзору либо являющиеся подкарантинной продукцией, то есть растения, продукты растительного происхождения, тара, упаковка, почва либо другие организмы, объекты или материалы, которые могут стать носителями вредных организмов или способствовать распространению вредных организмов, а также зерно и продукты его переработки.

Россельхознадзором и ФТС России разработаны списки указанных выше товаров с указанием кодов Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Российской Федерации (письма ФТС России от 22.04.2005 N 01-06/12697 "О перечне грузов", ГТК России от 27.12.2001 N 07-21/51501 "О перечне, согласованном с Росгосхлебинспекцией").

в) товары, подлежащие государственному контролю в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (письмо ФТС России от 22.09.2004 N 07-61/1249 "О санитарно-эпидемиологических заключениях и свидетельствах о государственной регистрации продукции").

В настоящее время перечень продукции, подлежащей подтверждению санитарным правилам, утвержден приказом Минздрава России от 15.08.2001 N 325 "О санитарно-эпидемиологической экспертизе продукции", на основе которого Роспотребнадзором и ФТС России завершается разработка соответствующего списка товаров с указанием кодов ТН ВЭД России.

Относительно возможности разработки, согласования, утверждения и опубликования списков товаров с указанием кодов ТН ВЭД, подлежащих контролю иных государственных органов, в части своей компетенции, а именно в отношении продукции военного назначения, сообщаем следующее. Неопределенность понятия продукции военного назначения (ПВН), сформулированного в Федеральном законе "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами", позволяет относить к ПВН широкий спектр товаров, "разбросанных" практически по всем разделам ТН ВЭД (от продовольственных пайков и офицерских линеек до космических спутников и полезных моделей для исследования аэродинамических свойств самолетов).

Таким образом, провести классификацию всех товаров, которые относятся к ПВН, не представляется возможным.

Установить подконтрольный статус декларируемого товара на предмет его принадлежности к ПВН возможно лишь в процессе анализа его технических параметров, области применения, физических и химических свойств, а также конечного использования.

Мировая практика также не содержит исчерпывающих перечней товаров, требующих заключений о принадлежности (непринадлежности) к ПВН. В связи с изложенным применительно к ПВН речь идет не о координации деятельности контролирующих государственных органов при проверке товаров с конкретными кодами ТН ВЭД, а о выявлении в процессе таможенного оформления признаков, указывающих на необходимость дополнительной проверки заявленных сведений о товарах, соотносящихся по косвенным признакам с товарами, включенными в классификатор ПВН, утвержденный Указом Президента Российской Федерации "Вопросы военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами", посредством получения заключений Минобороны России. Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.98 N 681, от 03.08.96 N 930 предусматривают контроль за соблюдением ограничений, установленных в соответствии с законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также сильнодействующих и ядовитых веществ через таможенную границу Российской Федерации по наименованию товара, а не по коду ТН ВЭД России.

Правомерно ли таможенные органы требуют лицензию на ввоз товаров в пункте пропуска и при помещении товаров под таможенный режим "Таможенный склад"? Если правомерно, то на основании каких нормативных документов? - Александр (г. Красноярск)

Т.Н.: Порядок ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из нее лекарственных средств и фармацевтических субстанций определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.98 N 1539 "О ввозе в Российскую Федерацию и вывозе из нее лекарственных средств и фармацевтических субстанций". В соответствии с данным Постановлением Правительства ввоз лекарственных средств в Российскую Федерацию осуществляется на основании лицензии на ввоз лекарственных средств, выдаваемой Минэкономразвития России.

В отношении применения положений ст. 79, 80 и 167 Таможенного кодекса Российской Федерации необходимо отметить, что при заявлении таможенной процедуры ВТТ или режима Международного таможенного транзита запреты и ограничения, не носящие экономического характера, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, должны быть соблюдены (ст. 158 Таможенного кодекса Российской Федерации). Лицензирование ввоза лекарственных средств является ограничением, не носящим экономического характера.

Кроме того, в соответствии с пунктом 12 Инструкции об оперативном и централизованном контроле, утвержденной приказом ГТК России от 15.12.2002 N 1342, владелец лицензии направляет заверенные таможенным органом копии лицензии в таможни, через пункты пропуска которых будет осуществляться ввоз (вывоз) товаров.

Требуется ли санитарно-эпидемиологическое заключение на "сушильные камеры для древесины"? - Михаил Федоров (г. Канск)

Т.Н.: "Сушильные камеры для древесины" являются объектом санитарно-эпидемиологического надзора и при таможенном оформление представление санитарно-эпидемиологического заключения является обязательным.

Можно ли обжаловать решение таможенного органа об установлении страны происхождения товара по конкретной позиции ТН ВЭД и в каком порядке? - Светлана (г. Калининград)

Т.Н.: В случае несогласия с решением таможенного органа о стране происхождения товара участник ВЭД вправе обжаловать это решение, подав в вышестоящий таможенный орган жалобу, форма и содержание которой регламентированы статьей 50 Таможенного кодекса Российской Федерации. При этом следует отметить, что подача жалобы в таможенные органы не исключает возможности одновременной или последующей подачи жалобы аналогичного содержания в суд, арбитражный суд. Порядок подачи, порядок рассмотрения и порядок разрешения жалоб, направляемых в суды и арбитражные суды, определяются законодательством Российской Федерации о гражданском судопроизводстве и судопроизводстве в арбитражных судах.

Порядок подачи, порядок рассмотрения и порядок разрешения жалоб, направляемых в таможенные органы, установлены главой 7 Таможенного кодекса Российской Федерации.

Необходимо отметить, что решение, действие (бездействие) должностного лица таможни или таможенного поста в связи с перемещением через таможенную границу товаров, стоимость которых не превышает 1,5 миллиона рублей и (или) одного транспортного средства, могут быть обжалованы в упрощенном порядке. Указанный порядок регламентируется статьей 57 Таможенного кодекса Российской Федерации.

Организация приобрела импортные товары на территории РФ.

Таможенными органами установлено, что в отношении указанных товаров не уплачены таможенные платежи. Какие последствия для организации может повлечь указанный факт? - Андрей Соколов (г. Санкт-Петербург)

Т.Н.: В соответствии со ст. 15 ТК РФ никто не вправе пользоваться и распоряжаться товарами и транспортными средствами до их выпуска иначе как в порядке и на условиях, которые предусмотрены ТК РФ; после выпуска товаров и транспортных средств пользование и распоряжение ими осуществляются в соответствии с заявленным таможенным режимом.

Статус выпущенных в свободное обращение товары приобретают только после того, как в отношении них выполнены все требования таможенного законодательства (уплачены таможенные пошлины и налоги, соблюдены все ограничения, установленные в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности (ст. 164 ТК РФ). Товары, ввезенные в режиме выпуска для внутреннего потребления (импорт), являются выпущенными в свободное обращение.

Учитывая необходимость обеспечить правовую охрану отношений по введению ввезенных на таможенную территорию РФ товаров и транспортных средств в свободное обращение, статья 16.21 КоАП РФ предусматривает ответственность за приобретение, пользование, хранение либо транспортировку товаров и (или) транспортных средств, которые незаконно перемещены через таможенную границу РФ и в отношении которых не уплачены таможенные пошлины, налоги или не соблюдены установленные ограничения.

При обнаружении таможенным органом достаточных данных, указывающих на наличие события правонарушения (приобретения, пользования или хранения каким-либо юридическим лицом товаров, ввезенных с нарушениями таможенных правил), возбуждается дело об АП по ст. 16.21 КоАП РФ. Товары подлежат изъятию либо аресту в соответствии со ст.ст. 27.10, 27.14 КоАП РФ. Субъектом ответственности в данном случае являются юридическое лицо и его должностные лица. Предусмотренные санкции - административный штраф в размере от 100 до 200 МРОТ - для должностных лиц; от одной второй до двукратного размера стоимости товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметом АП, с их конфискацией или без таковой либо конфискация предметов АП - для юридических лиц. При этом в соответствии с ч. 2 ст. 328 ТК РФ любое лицо (в том числе лицо, в отношении которого ведется производство по делу об АП по ст. 16.21 КоАП РФ) вправе уплатить таможенные пошлины, налоги за товары, перемещаемые через таможенную границу РФ. В случае если у таможенных органов недостаточно данных, указывающих на наличие события правонарушения, в соответствии со ст. 376 ТК РФ проводится таможенная ревизия. По результатам таможенной ревизии также может быть принято решение о возбуждении дела об АП. Вместе с тем совершению правонарушения, предусмотренного ст. 16.21 КоАП РФ, предшествуют нарушения таможенных правил, предусмотренные статьями 16.1, 16.2, 16.3, 16.9, 16.17 КоАП РФ.

Субъектом ответственности по данным статьям являются лица, переместившие через таможенную границу РФ товары с нарушением таможенных правил. В случае если стоимость товаров превышает крупный размер (250 тыс. рублей) действия лиц, переместивших товары с нарушением таможенных правил, подлежат квалификации по ч. 1 ст. 188 УК РФ (контрабанда).

Могут ли быть взысканы таможенные платежи при обнаружении у физического лица автомобиля, незаконно ввезенного в Российскую Федерацию, если данный автомобиль был приобретен физическим лицом на внутреннем рынке? - Антон (г. Тверь)

Т.Н.: Согласно пункту 2 статьи 348 Таможенного кодекса Российской Федерации принудительное взыскание таможенных платежей производится с лиц, ответственных за их уплату, либо за счет стоимости товаров, в отношении которых таможенные платежи не уплачены.

Лицо, которое приобрело транспортное средство на территории Российской Федерации, если оно не имело отношения к его ввозу на таможенную территорию Российской Федерации, а также не знало и не должно было знать в момент приобретения о незаконности ввоза данного автомобиля, не является в соответствии со статьей 320 Таможенного кодекса Российской Федерации лицом, ответственным за уплату таможенных платежей, в связи с чем с него не могут быть взысканы таможенные платежи.

Вместе с тем на основании статьи 352 Таможенного кодекса Российской Федерации таможенные органы вправе взыскать таможенные платежи за счет товаров, в отношении которых они не были уплачены. Обращение взыскания на товары в счет уплаты таможенных платежей производится на основании решения суда и независимо от того, в чьей собственности находятся такие товары.

Срок давности для обращения таможенных органов в суды с исками о взыскании подлежащих уплате таможенных платежей согласно пункту 1 статьи 3 Таможенного кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 2 и части 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации составляет 6 месяцев с момента истечения указанного в требовании срока для добровольного исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, в случае если лицо, ответственное за уплату таможенных платежей, установлено, либо с момента обнаружения факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей, если лицо, ответственное за уплату таможенных платежей, не установлено.

Возможность добровольной уплаты таможенных платежей за товар, перемещаемый через таможенную границу, предусмотренная пунктом 2 статьи 328 Таможенного кодекса Российской Федерации, является правом лица, а не обязанностью.

Декларант передал документы таможенному брокеру вовремя, а таможенный брокер в силу собственных причин пропустил срок подачи декларации и документов в таможенные органы. Кто будет нести ответственность за нарушение сроков подачи таможенной декларации? - Авдеев В. (г. Москва)

Т.Н.: Ответственность за несоблюдение сроков подачи таможенной декларации или представления документов и сведений несет декларант. Лица, выступающие в качестве декларанта, указаны в ст. 126 Таможенного кодекса. Если от имени декларанта таможенные операции совершает брокер, их отношения строятся на договорной основе и регулируются гражданским законодательством.

Вправе ли таможенный брокер вносить изменения и дополнения в таможенную декларацию, принятую таможенными органами? - Авдеев В. Т.Н.: По мотивированному обращению декларанта в письменной форме сведения, заявленные в принятой таможенной декларации, могут быть изменены или дополнены. Изменение, дополнение сведений, заявленных в принятой таможенной декларации, допускаются с разрешения таможенного органа при соблюдении следующих условий:

- если к моменту получения обращения декларанта об этом таможенный орган не установил недостоверность сведений, указанных в таможенной декларации, за исключением случая выявления неточностей, не влияющих на принятие решения о выпуске товаров;

- если к моменту получения обращения декларанта об этом таможенный орган не начал проверку товаров;

- если вносимые изменения, дополнения не влияют на принятие решения о выпуске товаров и не влекут за собой необходимости изменять сведения, влияющие на определение размера суммы таможенных платежей и применение запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

Вопрос Зульфии (г. Москва): Мои родители из Казахстана отправили контейнер на мое имя, но на адрес загородного дома (купили на свое имя дом для родителей, для дальнейшего проживания, т.е ПМЖ, родители проживают в Казахстане), сама я прописана в Москве. Получение контейнера (личные вещи б/у) мне оформляют как коммерческое, таких денег на оплату контейнера нет. Или для получения контейнера как некоммерческого я должна выписаться из Москвы и прописаться по месту купли дома. Дом находится во Владимирской области, г. Стурнино. Как мне быть в этой ситуации?

Т.Н.: Для проведения таможенного оформления упомянутых в вопросе домашних вещей в упрощенном, льготном порядке, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.2003 N 718, Вам и Вашим родителям надлежит письменно обратиться во Владимирскую таможню за разрешением на проведение таможенного оформления указанных вещей от их имени, приложив к обращению копии документов, подтверждающих:

- статус лиц, переселяющихся в Российскую Федерацию на постоянное место жительства, в соответствии с письмом ГТК России от 21.04.2004 N 01-06/14820;

- Ваше родство, а также копии пассажирских таможенных деклараций, которые должны были быть оформлены Вашими родителями в пункте пропуска при въезде на территорию Российской Федерации с соответствующими отметками расположенного в этом пункте таможенного органа Российской Федерации (п. 21 положения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2003 N 715).

И последний вопрос: На адрес нашей организации пришла посылка из Франции с какими-то рекламными материалами какой-то французской фирмы, которую мы не заказывали и она нам не нужна, а с ней и уведомление о необходимости ее растаможить. На таможне нам сказали, что мы обязаны ее растаможить в 15-дневный срок, иначе нас оштрафуют и т.д. Что можно поделать в этой истории? - Кристина (Моск