19.05.06

Инвесторы проедут мимо КАД

Инвестиционная программа освоения земель вокруг восточного полукольца КАД составит $3 млрд. Об этом вчера в ходе объезда восточного полукольца заявило руководство ОАО "КАД Ленобласти" (КАДЛ) -- основного агента областного правительства по развитию данной территории.

Суммарный объем капиталовложений инвесторов, уже приступивших к реализации своих проектов, составляет около $645 млн. По мнению экспертов, объем инвестиций можно увеличить на порядок, увеличив количество развязок на кольцевой с запланированных 7 до 12-13. В распоряжении ОАО "КАД-Ленобласть", которое и занимается продажей участков, сейчас находится порядка 700 га земель. По словам генерального директора КАДЛ Владимира Рыбальченко, сейчас компания имеет агентские договоры с владельцами 60% земель на областном участке. Согласно этим договорам компания может вести переговоры по продаже земель потенциальным инвесторам, определяя цену участков. Еще по 20% земель КАДЛ выступает представителем собственников и согласовывает с ними цену участков. О том, по какой цене земля продается, в руководстве компании предпочитают не разглашать.

Единственное, что сообщил господин Рыбальченко: владельцы паев совхоза Бугры (один пай в среднем составляет 1,5-2 га) уже получили по $50 тыс. и "получат еще" (всего в совхозе 1,5 тыс. пайщиков). Тем временем земля в окрестностях КАД дорожает -- если в 2002 году, по словам Владимира Рыбальченко, один квадратный метр земли стоил порядка $6-10, то сейчас -- от $20 и выше. С ним согласны и эксперты, опрошенные Ъ. Так, по данным отдела оценки компании "Бекар. Коммерческая недвижимость", цены на земельные участки в районе КАД в зависимости от близости к развязкам могут колебаться в пределах $10-100 за квадратный метр. "В 2005 году, после того как были введены в эксплуатацию первые участки транспортного обхода, активность инвесторов, желающих разместить свои объекты в зоне КАД, резко возросла и спрос на некоторые территории стал ажиотажным. Соответственно, цены выросли", -- говорит заместитель генерального директора КАДЛ Борис Латкин. Дороже всего стоят земли у развязок КАД с наиболее пропускными магистралями. Дешевле всего -- инженерно неподготовленные земли вдали от съездов с КАД, требующие перевода из категории сельскохозяйственных земель. Основная тенденция развития рынка земель вокруг КАД -- переход от чистых спекуляций к целенаправленным покупкам под развитие бизнеса. Эксперты отмечают, что с 2002-го по 2005 год наиболее интересные участки вокруг КАД -- по некоторым данным, более 300 га -- были скуплены спекулянтами, многие из которых смогли "накрутить" на этих операциях до 300% прибыли. КАДЛ за это же время удалось реализовать 180 га.

По данным London Consulting & Management Company (LCMC), недалеко от развязки КАД и Выборгского шоссе уже появляются предложения с ценой $70 за квадратный метр. Активный интерес к таким землям проявляют инвесторы, занимающиеся торговлей, автомобильные дилеры, представители логистической отрасли, а также операторы придорожного сервиса. "Так на участке развязки КАД и нового Приозерского шоссе уже сложился комплекс по торговле автомобилями площадью порядка 20 га. Здесь разместятся автосалоны компаний "Петровский Автоцентр", "Капитал Авто", "Авто Инвест" и "Аванекс". На участке, расположенном ближе к "Мега-Дыбенко", на площади 16 га будут построены мультибрэндовый автомобильный комплекс "Атлант-М Балтика" и автосалон официального дилера General Motors Corporation компании "Победа Моторс"", -- говорит господин Латкин. Участники рынка считают, что увеличить количество топовых участков можно будет за счет строительства большего количества развязок. С ними согласен и Владимир Рыбальченко: "Развитие территорий вокруг кольцевой шло бы еще активнее, если бы у КАД было больше развязок: в первоначальном плане их было больше, но из-за жесткой экономии средств количество развязок сократили, и с КАД сейчас можно съехать только по развязкам на федеральные дороги".

Сейчас областные власти лоббируют на федеральном уровне возврат к первоначальному проекту -- в начале года правительство Ленинградской области обратилось с письмом к главе "Росавтодора" Олегу Белозерову. Кроме того, ОАО "КАДЛ" заключило договор с "Дорсервисом" на проектирование съездов между развязками. Всего планируется построить порядка 6 пар съездов, стоимость строительства каждого из них -- около $700 тыс. Часть съездов будет построена за счет инвесторов, а 2-3 построит само ОАО "КАДЛ" -- с условием, что компании, которые разместят свои объекты рядом со съездами, компенсируют затраты на их строительство.

Коммерсантъ