Иркутская таможня готова к рассмотрению жалоб
В Иркутской таможне проводится большая целенаправленная работа за соблюдением законодательства. Особое внимание уделяется вопросам рассмотрения жалоб в сфере таможенного дела.
Любой участник внешнеэкономической деятельности или любое лицо, считающее, что его права и интересы были нарушены таможенным органом и его должностным лицом, может обратиться к руководителям таможни и таможенных постов за разъяснениями с целью обжалования решений, действий (бездействия) таможенных постов в установленном порядке и форме. К примеру, согласно статье 50 Таможенного кодекса Российской Федерации, жалоба обязательно должна быть подана в письменном виде. Памятки для лиц, обжалующих решения, действия (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц в сфере таможенного дела, расположены на информационных стендах таможенных постов Иркутской таможни, а также в административном здании таможни. Кроме того, в целях разъяснения положений законодательства по процедуре обжалования решений, действий (бездействий), а также постановлений по делам об административных правонарушениях в таможне в марте – апреле текущего года была проведена акция «Горячая линия».
Чаще всего участники внешнеэкономической деятельности (ВЭД) жалуются на то, что, по их мнению, процесс таможенного оформления таможенными постами затягивается. В результате чего участник ВЭД несет серьезные финансовые издержки.
Так, в 1 квартале 2010 года в Иркутскую таможню поступила жалоба от одного из ООО, касающаяся сроков выпуска товаров – ее суть является одной из наиболее типичных и распространенных.
При рассмотрении жалобы было установлено, что грузовая таможенная декларация (ГТД) была предоставлена участником ВЭД на таможенный пост на ввоз кондитерских изделий и игрушек, наполненных конфетами, без сертификата соответствия и санитарно-эпидемиологических заключений. Декларант взял на себя обязательство предоставить указанные документы в определенный срок. В соответствии с законодательством Российской Федерации (п.5 статьи 131 Таможенного кодекса РФ) по мотивированному обращению декларанта в письменной форме таможенные органы разрешают представление таких документов в срок, необходимый для их получения, но не позднее чем в течение 45 дней после принятия таможенной декларации, если иной срок для представления отдельных документов и сведений не предусмотрен Таможенным кодексом РФ.
В ходе таможенного оформления и контроля у декларанта были запрошены также дополнительно еще ряд документов, которые и были представлены таможенному органу.
Однако по прошествии более двух недель участник ВЭД сертификат соответствия на товар и санитарно-эпидемиологические заключения так и не представил. В результате чего товар в свободное обращение выпущен не был.
В результате участник ВЭД подал жалобу на затягивание сроков таможенного оформления, ссылаясь на пункт 1 статьи 152 Таможенного кодекса РФ, в соответствии с которым таможенные органы должны осуществить выпуск товаров в соответствии со ст. 149 Таможенного кодекса РФ не позднее трех рабочих дней со дня принятия таможенной декларации, представления иных необходимых документов и сведений.
В ходе рассмотрения жалобы участнику ВЭД было разъяснено, что в соответствии с пунктом 2 статьи 359 Таможенного кодекса РФ, срок проверки таможенной декларации может быть продлен в том случае, если обстоятельства не позволяют таможенному органу произвести необходимые операции для установления соответствия товаров сведениям о них.
При этом у декларанта есть возможность (согласно п.п. 3 п. 1 ст. 151 Таможенного кодекса РФ) обратиться в таможенный орган для осуществления условного выпуска товаров без представления документов и сведений, подтверждающих соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации с обеспечением уплаты таможенных платежей, что участник ВЭД и предпринял в дальнейшем.
Таким образом, доводы ООО о нарушении срока выпуска ГТД не нашли своего подтверждения.
По результатам рассмотрения жалобы принято решение о признании правомерными действий должностных лиц таможенного поста, связанные с таможенным оформлением и таможенным контролем ГТД. В удовлетворении жалобы ООО отказано.
Начальник правого отдела Иркутской таможни Татьяна Татаурова подчеркивает: «С 1 июля вступит в силу новый Таможенный кодекс таможенного союза России, Беларуси и Казахстана. Согласно новому кодексу установленный срок таможенного оформления не должен превышать двух дней (вместо трех, как было ранее). Но, в то же время, новеллы в законодательстве предусматривают, что по решению руководителя таможенного органа или лица им уполномоченного разрешено продлевать указанный срок до 10 рабочих дней, причем без всяких аргументов. Поэтому, для того чтобы не оказаться в неудобной финансовой ситуации, участникам ВЭД необходимо заблаговременно готовить к таможенному оформлению полный пакет необходимых документов».
Решения, действия (бездействие) таможенных органов могут быть обжалованы в вышестоящий таможенный орган: Иркутская таможня - 664046, г. Иркутск, ул. А. Невского, 78, телефон (8-3952) 261-592, 261-528, факс 261-529.
Пресс-служба ФТС РФ ; 28.04.10