06.02.06

Исчезнут ли челноки в Иркутске

- Некогда с вами разговаривать, - отмахиваются от корреспондентов "КП" торговцы на "шанхайке". - Товар привезли, а вы с вопросами пристаете.

Несмотря на 30-градусный мороз, они бойко растаскивают огромные баулы по павильонам.

- Говорят, закон новый ввели, мол, с 26 февраля челнокам можно провозить только 35 килограммов и не чаще чем раз в месяц. Получается, что они исчезнут как класс, - спрашиваем мы.

- Ерунда это все, - категорично заявляют продавцы. - Этот закон для туристов. Вот они теперь будут страдать, а нормальные челноки как возили, так и будут возить. Мы, как видите, работаем.

Оказывается, тут все поставлено на коммерческие рельсы, и даже мелкие перевозчики практически не контактируют с таможней.

- Все провозится через фирмы, организующие карго (грузовые перевозки), - рассказывает продавец Тариель Мамедов. - Мы покупаем товар за границей, отдаем его им, а они за отдельную плату переправляют его в Россию. Такая модель устраивает всех. Это и быстро, и удобно, и относительно недорого.

- То есть переживать не стоит, цены не повысятся, люди останутся с работой, - стараемся поставить точку в разговоре.

- Да куда их повышать, эти цены, - улучив случай, решил излить свои беды кавказец Тариель. - И так торговли нет. Все в магазины идут, к нам не хотят. Хотя там цены выше в 3 раза, а товар тот же самый. Если так будет продолжаться, точно без работы останемся.

- Сервис надо повышать, - перебивает его сосед по палатке. - В магазины идут потому, что там тепло, ничего не украдут, да и вообще красиво.

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

Упадет прибыль от туризма

Директор турфирмы "Рамэс" Игорь ЛИМАНСКИЙ:

- Применение новшества на практике отразится на прибыли туристических агентств Иркутска. Люди станут меньше ездить! Боюсь, что те, кто продолжит челночный бизнес, поднимут расценки на товары из Китая.

Сейчас у челноков каникулы: в Китае до 7 февраля идет Новый год, магазины и фабрики не работают. Но потом и авиаперелеты, и перевозки по железной дороге возобновятся. Чартерных рейсов в Китай нет - исчезла в них необходимость. Спрос на путевки в города Поднебесной постоянный и высокий. Поэтому налажены постоянные рейсы в города Пекин, Шеньян и Тяньцзинь.

Как это постановление будет применяться на практике? Как будет отслеживаться, сколько раз в месяц турист пересек границу? Кто будет фиксировать: с грузом он летит, едет или нет? Распространяется ли правило на обычных туристов? Одним словом, поживем - увидим.

МНЕНИЕ МЕЛКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ

Будем прятать товар в личные вещи

Торговцы уповают на нелюбопытство таможенников

- Я занимаюсь челночеством уже 10 лет, - рассказала "КП" иркутянка Наталья Погодина. - Езжу в Маньчжурию за товаром раз в месяц. Вожу одежду, кожгалантерею, косметику, нижнее белье. Мне одного тура хватает. Так что введение пошлины на груз свыше 35 кило на моем бизнесе не отразится.

Кроме того, у каждого челнока свои секреты. - Если вы не на самолете летите, то сумки никто и взвешивать не станет, - говорит Наталья. - В одиночку за товаром никто не ездит. В основном по двое-трое. А это уже законные 115 кг на троих. Больше трех вещей одного типа брать нельзя. Мы с девчонками раскидываем по 2 кофточки в каждую сумку, сверху кладем нижнее белье, прокладки. Таможенники открывают багаж, видят, что там личные вещи и даже не просят все распаковать. Лучше всего ездить на поезде - есть возможность растолкать сумки по разным полкам.

Комсомольская правда 06.02.06