18.04.14

Использование транзитного потенциала при перевозках грузов является стратегическим приоритетом РЖД

Эффективное использование транзитного потенциала российских железных дорог в привязке к развитию участков международных транспортных коридоров, проходящих по территории России, является стратегическим приоритетом в деятельности ОАО «РЖД», заявил вице-президент ОАО «РЖД» Салман Бабаев на II Евроазиатской конференции «Логистика в России: кооперация и технологии развития».

По его словам, географическое положение позволяет России претендовать на роль в качестве транспортного моста между Европой и Азией и между Севером и Югом в мировой экономической системе.

На сегодняшний день основные грузопотоки внешнеторговых и транзитных перевозок на пространстве Евразии концентрируются по осям «Север – Юг» и «Восток – Запад», формирующим два крупнейших международных транспортных коридора (МТК).

Перспектива развития грузовых перевозок этого коридора связана как с развитием торгово-экономических связей стран – участников международного соглашения о МТК «Север – Юг» между собой, так и с привлечением товаропотоков в сообщении стран Европы со странами Персидского залива и Южной Азии.

Дополнительный импульс развития международного транспортного коридора «Север – Юг», по мнению Салмана Бабаева, придаст реализация проекта по строительству новой железнодорожной линии Решт (Иран) – Астара (Иран) – Астара (Азербайджан). Проект направлен на соединение сети железных дорог Ирана и железных дорог Азербайджана, что позволит создать новое конкурентоспособное железнодорожное сообщение России и других стран Европы со странами Персидского залива и Южной Азии.

По экспертной оценке, организация прямого железнодорожного сообщения по западной ветви коридора «Север – Юг» позволит сократить сроки доставки грузов в направлении Ирана с выходом к порту Бендер-Аббас в Персидском заливе на 5-7 суток по сравнению с Транскаспийским маршрутом за счет ликвидации перевалки в портах.

Основу евроазиатского направления «Восток-Запад» составляют Транссибирская магистраль, которая, пересекая по суше Россию, обеспечивает выход на востоке на сеть железных дорог Северной Кореи, Китая, Монголии, Казахстана, а на западе через российские порты и погранпереходы – в европейские страны.

Суммарный объем железнодорожных перевозок по Транссибирской магистрали в международном сообщении растет, однако, при очевидных преимуществах перевозок грузов по территории России железнодорожным транспортом, их доля мала по сравнению с морскими перевозками.

«В настоящее время с использованием трансконтинентальных сухопутных маршрутов мы перевозим менее 1% суммарного евроазиатского транзитного контейнерного потока. Это связано с отсутствием четкого понимания технологии взаимодействия в организации перевозок в межгосударственном сообщении и необходимостью ликвидации инфраструктурных ограничений», – сказал С. Бабаев, которого цитирует пресс-служба РЖД.

Он отметил, что руководство страны уделяет большое внимание вопросам развития транспортной инфраструктуры, в том числе Восточного полигона железных дорог. Общая потребность в инвестициях на первоочередные мероприятия по развитию и модернизации железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона до 2018 года составляют 562 млрд рублей, из которых 302 млрд рублей будут предусмотрены инвестиционной программой ОАО «РЖД», остальные средства – из федерального бюджета и Фонда национального благосостояния.

Перспектива развития коридора «Восток – Запад» связана в том числе с развитием и совершенствованием технологии перевозок крупнотоннажных контейнеров ускоренными поездами. С учетом быстро растущего спроса на данные услуги и требований клиентов постоянно расширяется перечень маршрутов их следования. Контейнерные поезда доставляют грузы от российских портов на Тихом океане до западных границ страны. Однако, по словам С. Бабаева, в настоящее время увеличению транзитных перевозок из северо-западных провинций Китая в Европу препятствует ряд обстоятельств: несовершенство технологий документального сопровождения транзитных перевозок, в том числе контейнерных грузов, отсутствие сквозных тарифных ставок, сложности прохождения погранично-таможенных процедур.

В связи с этим, по мнению вице-президента ОАО «РЖД», необходима гармонизация транспортных политик государств-участников международных транспортных коридоров, упрощение административных процедур, организация сквозных и прозрачных тарифных ставок, повышение производительности подвижного состава, создание сети логистических центров.

РЖД-Партнер