13.06.06

Истопи-ка мне баньку "по-белому"

Борьба с "серым" импортом волнует сегодня не только государственные структуры, но и представителей бизнес-сообщества. Проблема легализации бизнеса, а также другие актуальные вопросы таможенного дела обсуждалась восьмого июня на ежегодной конференции "Таможня и бизнес партнерские отношения", организованной компаниями The Moscow Times и Ernst & Young в Москве.

Таможня была, есть и будет оставаться неотъемлемым элементом логистической цепочки; поэтому очевидно, что без совершенствования взаимодействия представителей государственных органов и бизнес-структур успеха в развитии таможенного администрирования не достичь. Данная конференция стала очередной переговорной площадкой для обеих сторон.

В настоящее время таможенная система России работает в условиях проведения двух реформ: таможенной, обусловленной вступлением в действие с первого января 2004 года нового Таможенного кодекса, и административной, вследствие которой таможенная служба работает в новом статусе. В своем докладе, открывшем работу конференции, начальник управления таможенного сотрудничества ФТС РФ Юрий Генералов обозначил основные цели таможенной реформы. Это максимальное упрощение таможенных процедур, развитие партнерства между таможней и бизнесом, унификация процедур в рамках Союзного государства, с ЕврАзЭС и Европейским сообществом.

По словам Юрия Генералова, достичь целей реформы возможно только при широком внедрении электронного декларирования, системы анализа и управления рисками, при условиисмещения центра тяжести таможенного контроля в сторону постаудита и перехода на работу в полном соответствии с принципом Всемирной таможенной организации "от тотального контроля за товарами к контролю за информацией о них".

Тему нового курса административной реформы в таможенной сфере затронула в своем докладе "Таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности" и Галина Баландина, директор департамента государственного регулирования внешнеторговой деятельности и таможенного дела МЭРТ. В связи с Указом Президента РФ от 11 мая 2006 года руководство Федеральной таможенной службой передано Правительству РФ, а функции Министерства экономического развития и торговли по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела возвращены ФТС. Однако, как подчеркнула Г. Баландина, МЭРТ по-прежнему будет оставаться ответственным за выработку внешнеторговой политики.

В целом же участники конференции констатировали, что в сфере таможенного дела произошли революционные изменения. Проект федерального закона о внесении изменений в законодательные акты в соответствии с Указом Президента РФ должен быть внесен в Государственную Думу в ближайшее время, после чего ФТС России получит законные основания для ведения деятельности по нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела.

На конференции обсуждались злободневные вопросы, волнующие представителей государственных ведомств и бизнеса. Одной из наиболее серьезных остается проблема "серого" импорта. По ней со своими предложениями выступил PR-директор Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники РАТЭК Антон Гуськов. Его доклад представлял на конференции позицию тех участников рынка, для которых легализация уже несколько лет является тем фактором, который определяет их устойчивость и стабильность на рынке. В Ассоциацию РАТЭК входит 60 компаний, работающих более чем в 400 городах России, в том числе 26 торговых компаний (включая четыре федеральные торговые сети: "Эльдорадо", "Мир", "М.Видео", "Техносила"), 18 производственных компаний (включая иностранные представительства Sony, Intel, Microsoft и др.) и 16 инфраструктурных компаний, обслуживающих рынок.

В ходе своего доклада Антон Гуськов подчеркнул, что сегодня на российском рынке уже созданы условия, теоретически позволяющие работать "вбелую". Сделано немало, но проблема остается острой. И связана она, прежде всего, с наличием конкурентного неравенства, обусловленного тем, что сегодня в стране бок о бок существуют компании, которые работают "вбелую" и не могут работать иначе, и те, которые действуют "вчерную" и иначе не хотят.

"Но победа будет, - считает А. Гуськов. И она зависит от совместной позиции бизнеса и государства. Государство не может заниматься легализацией бизнеса без учета его позиции". Самое главное, по мнению PR-директора Ассоциации РАТЭК, это введение единых правил "всерьез и надолго". Необходима жесткая борьба с контрабандой, борьба с "фирмами-однодневками", оптимизация таможенного администрирования, а также создание особых условий для легальных компаний.

Со своей стороны, очередной шаг в борьбе против "серого" импорта электроники и сложной бытовой техники, которые, как известно, пока еще остаются товарами группы риска для таможенной службы в части контроля таможенной стоимости, сделало МЭРТ РФ, издав приказ 339. Этот документ ужесточает требования к декларированию ряда товаров, наиболее часто ввозимых на территорию РФ. Приказ направлен на дифференциацию товаров данной категории по модельным рядам, что, по мнению Минэкономразвития и торговли РФ, позволит более точно контролировать таможенную стоимость ввозимых товаров и за счет этого получать в федеральный бюджет дополнительные средства от взимания таможенных платежей. В связи с выходом данного Приказа ожидается, что участникам внешнеэкономической деятельности придется обращать более пристальное внимание на правильность описания ввозимых товаров для того, чтобы избежать задержек при таможенном оформлении.

С другой стороны, в целях легализации импорта Министерство экономического развития и торговли использует и такие меры, как снижение ввозных таможенных пошлин. Пожалуй, наибольший общественный резонанс вызвала отмена ввозных пошлин на многие виды технологического оборудования, аналоги которого не производятся в России. Напомним, что с 29 апреля 2006 года в рамках проводимой политики технологической модернизации были отменены ввозные пошлины на более чем 700 позиций технологического оборудования (перечень включает технику для нефтегазовой, деревообрабатывающей, медицинской, металлургической, авиационной, судостроительной, электронной и некоторых других отраслей промышленности, оборудование для сельского хозяйства и сферы связи).

"Принуждать бизнес исполнять правила можно не только регрессивными мерами, - подчеркнула Галина Баландина. Необходимо также стимулировать бизнес выходить в легальный оборот с помощью снижения налоговой нагрузки".

В ходе конференции активное обсуждение получили проблемы, связанные с определением таможенной стоимости. Кроме того, обсуждались практические аспекты применения экономических таможенных режимов, системы управления рисками, упрощенных таможенных процедур, новой редакции ТН ВЭД России и др.

Екатерина Глазунова
РЖД-Партнер;13.06.06