21.03.08

Итоги-2007, задачи-2008

Федеральная таможенная служба подвела итоги работы в 2007 году и наметила задачи на 2008 год, исходя из главных критериев оценки своей деятельности, утвержденных Правительством РФ: успешное наполнение федерального бюджета, повышение качества услуг, оказываемых таможенными органами, и решение правоохранительных задач. На расширенном заседании коллегии присутствовали многочисленные гости, среди которых заместитель председателя Правительства РФ, руководитель аппарата Правительства Сергей Нарышкин.

По многим показателям, в том числе и исходя из первой задачи, ушедший год был успешным для ФТС России. По словам ее руководителя Андрея Бельянинова, за 2007 год таможенники перечислили в бюджет страны 3 253,8 миллиарда рублей, что с учетом корректировки составило 102,1 процента. То есть перевыполнение плановых показателей составило 67,2 миллиарда рублей. Ежедневно таможенники перечисляли в доходную часть федерального бюджета более 13 миллиардов рублей, что на 1,5 миллиарда больше по сравнению с 2006 годом. В целом же в 2007 году на долю ФТС России в доходной части государственного бюджета приходилось 41,9 процента. Задание на 2008 год приближается к 4 триллионам рублей, что потребует от таможенных органов еще больших усилий.

Безусловно, на рост таможенных платежей значительное влияние оказывает увеличивающийся импорт (рост в 2007 году – 47 процентов), однако, заметил глава ФТС России, нельзя недооценивать и другую составляющую – совершенствование администрирования. Одним из приоритетных направлений таможенного администрирования в ушедшем году оставалось усиление контроля применения таможенных льгот, общая сумма которых составила 191,4 миллиарда рублей. Анализ практики применения таможенных льгот выявил как сложности, связанные с администрированием отдельных льгот, так и ряд вопросов, требующих урегулирования на правительственном уровне.

Особое внимание в 2007 году уделялось также администрированию в рамках действующей системы управления рисками (СУР) в части контроля таможенной стоимости. Так, совокупная доля досматриваемых таможенных партий при ввозе снизилась с 12,83 процента в начале 2007 года до 10,31 в конце, а эффективность таможенных досмотров при ввозе товаров возросла с 5,26 до 9,37 процента. При этом сумма доначисленных таможенных платежей составила более четырех миллионов рублей. В числе лучших по данному виду администрирования – Южное таможенное управление (ЮТУ).

Кстати, в 2007 году в зоне действия ЮТУ был ликвидирован ряд таможен с низкими показателями их эффективности. В 2008 году работа по оптимизации продолжится уже на территории СТУ и СЗТУ, что положительным образом должно сказаться на эффективности таможенных органов в целом. Одновременно продолжалась работа по реконструкции и техническому перевооружению пунктов пропуска, внедрению прогрессивных информационных технологий в процесс таможенного оформления. Не секрет, что именно таможенников чаще всего обвиняют в нерасторопности, вследствие чего делается вывод, что именно из-за этого и возникают очереди на границе. При этом забывается, что на пограничных пунктах пропуска находятся и другие контролирующие органы. В отличие от таможенников, их время на досмотр и изучение документов участников ВЭД законом четко не регламентируется. В этой связи, конечно, важно обратить внимание на четкое взаимодействие всех служб, находящихся на границе, считает заместитель председателя Правительства РФ Сергей Нарышкин. В том числе и из-за предписанных законом жестких временных рамок на таможенное оформление и таможенный контроль таможенные органы постоянно совершенствуют технологии, позволяющие сокращать время на прохождение транспортных средств и товаров через границу, чтобы избежать образования очередей на подъездах к пунктам пропуска. В этой связи возрастает роль предварительного информирования, что позволяет не только ускорить таможенные процедуры, но и получить важный рычаг в борьбе против недостоверного декларирования и занижения таможенной стоимости, а также сделать процесс таможенного оформления «прозрачным». Внедрение данной технологии напрямую зависит от технической составляющей, то есть материальной базы в виде компьютеров и наличия необходимых программных продуктов по внедрению информационных технологий и автоматизированных систем.

В век информационных технологий не обойтись без электронного декларирования, и таможенные органы последовательно решают эту задачу с 2002 года. Так, по итогам 2007 года количество постов, имеющих достаточную техническую оснащенность для применения электронного декларирования, достигло 214, а количество ГТД, оформленных в электронном виде, составило 118,7 тысячи (всего в 2007 году было оформлено более 4 миллионов ГТД).

В среднем же ГТД в электронном виде, по словам заместителя начальника Главного управления организации таможенного оформления и таможенного контроля Сергея Алексеева, составили 3 процента. Но в зоне действия Приволжского управления эта цифра намного превышает среднюю и составляет 30 процентов, тогда как в ДВТУ – всего один процент.

Однако глава ФТС России считает, что если «основываться не только на данных статистики, а реально посмотреть на ситуацию с электронным декларированием, то она оставляет желать лучшего». Ориентацию участников ВЭД на процедуру электронного декларирования и предварительного представления сведений в электронном виде Сергей Нарышкин назвал в числе приоритетных для таможенных органов, отметив «незначительные достижения на этом направлении» в 2007 году и высказав пожелание максимального ускорения этой работы в наступившем году.

Большим подспорьем в работе таможенников должны стать инспекционно-досмотровые комплексы (ИДК) для контроля крупногабаритных грузов и транспортных средств. В 2007 году четыре стационарных ИДК были установлены в СЗТУ, еще 40 мобильных ИДК поступили в другие региональные таможенные управления.

Однако, как заметил Андрей Бельянинов, с ИДК не все так просто. В частности, для того, чтобы их работа была эффективной, необходимы в достаточном количестве хорошо обученные и профессиональные кадры, которых сейчас пока не хватает. Есть и другие проблемы, в том числе серьезные претензии к фирме-поставщику. Все эти вопросы необходимо решать оперативно, потому что нагрузка на пункты пропуска будет только возрастать с увеличением потока импорта. Как заметил глава ФТС России, «нам надо работать с опережением, иначе опять будут пробки». А для этого таможенные органы должны управлять и логистикой. На совершенствовании логистических схем и взаимодействия ФТС России с Минтрансом обратил внимание участников коллегии и Сергей Нарышкин.

В условиях все увеличивающейся нагрузки на пункты пропуска на границе возрастает роль контроля после выпуска товаров. Так, подразделениями таможенной инспекции в 2007 году было проведено 10,5 тысячи проверок, доначислено таможенных платежей, наложено штрафов на сумму 2,4 миллиарда рублей, возбуждено более 5,2 тысячи дел об административных правонарушениях и 340 уголовных дел. По результатам проверок в правоохранительные и иные контролирующие органы передано более 1,1 тысячи материалов, свидетельствующих о несоблюдении законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

При этом налоговыми органами отказано участникам ВЭД в возмещении НДС федерального бюджета на сумму 149,8 миллиона рублей. Однако, полагает Сергей Нарышкин, «таможенный контроль после выпуска нуждается в совершенствовании. Необходимо активизировать работу в этом направлении, в частности, сотрудничество с другими правоохранительными органами».

Что же касается правоохранительной деятельности ФТС России в 2007 году, то, как отметил Андрей Бельянинов, она была направлена на решение задач по обеспечению экономической безопасности государства, выявление и пресечение фактов незаконного перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации, на борьбу с уклонением от уплаты таможенных платежей недобросовестными участниками ВЭД. По результатам оперативно-розыскной деятельности таможенными органами в ушедшем году было возбуждено более 2,9 тысячи уголовных дел, что составило 65 процентов от общего количества возбужденных уголовных дел.

ФТС России были разработаны и проведены 22 специальные межрегиональные, межведомственные и международные операции, направленные на борьбу с контрабандой наркотических средств и психотропных веществ, с недостоверным декларированием, контрабандой сырьевых товаров, преступлениями в кредитно-финансовой сфере и иными экономическими правонарушениями, относящимися к компетенции таможенных органов. Всего за прошедший год возбуждено более 4,5 тысячи уголовных дел о преступлениях, совершенных в сфере внешнеэкономической деятельности. В целом результаты правоохранительной деятельности таможенных органов указывают на сохранение устойчивой тенденции к увеличению количества выявляемых преступлений и административных правонарушений в сфере таможенного дела. Таможня – важное звено в обеспечении безопасности ввозимых товаров. К сожалению, как отметил Андрей Бельянинов, «мутный» товарный поток в страну идет и по причине несовершенства законодательства».

В 2007 году таможенные органы особенно пристально отслеживали импорт мяса и продолжат эту работу в текущем году. Важную роль в этой связи выполняет ЦЭКТУ, и глава ФТС России отметил данное управление, обратив особое внимание на научную деятельность подразделения. В 2007 году ЦЭКТУ провели более 45 тысяч экспертиз, что на 8 процентов больше по сравнению с 2006 годом, но также очевидно и то, что это управление нуждается в современных средствах. «ЦЭКТУ проделана большая работа, но надо подумать о научной деятельности, у нас есть резервы. Без науки таможне не обойтись», – заключил Андрей Бельянинов.

В своем докладе глава Федеральной таможенной службы остановился также на законопроектной деятельности, отметив, что передача нормотворческих функций ФТС безусловно повысила ее статус и ответственность, и 2007 год доказал это. В то же время внутри службы сохраняется огромный массив документов объемом более чем 5 400 единиц, который нуждается в пересмотре и сокращении.

Перед таможенной службой, то есть перед каждым таможенником, стоят большие задачи, и от того, в каких условиях работают люди, какую получают зарплату, социальную защиту, зависит выполнение важных государственных заданий. По словам Сергея Нарышкина, «у правительства в 2007 году появилась материальная возможность стимулирования работников таможенных органов. В то же время открытым остается вопрос обеспечения жильем». В самом деле, как отметил Андрей Бельянинов, в 2007 году выросла оплата труда таможенников, была выделена также дополнительная штатная численность. Кадровой работе вообще уделяется особое внимание, в том числе и с точки зрения антикоррупционной деятельности. Например, ощутимые результаты дает ротация кадров. Однако «трудно работать, не имея социальных мотиваций», которые являются важным стимулом для работы профессиональных и честных людей в таможенных органах.

Руководство ФТС России, оценивания год минувший и задачи на 2008 год, признает, что «наступивший год обещает быть более сложным». Однако все поставленные перед таможенными органами задачи, заявил глава Федеральной таможенной службы, будут выполнены.

Валентина ДУДКОВА

Журнал "Таможня"