28.11.05

Из чего же складывается цена на иномарки?

Из чего же складывается цена на иномарки, которые мы с вами с удовольствием приобретаем? У всех у нас разные запросы и разные кошельки. Однако почти все одинаково желают ездить не на общественном транспорте, а на личном. Согласно статистике, ежегодно население России покупает около 1,5 млн автомобилей. Большей частью иномарки, в основном японские. В Иркутске без проблем купить японскую машину можно, заплатив минимум 5,5 тысячи долларов. По словам специалистов, в Японии такая машина стоит не более 1,5 тысячи долларов.

Как же так получается, что цены на машину в самой стране-производителе и у нас так расходятся? Понятно, что свои проценты берут продавцы, закупающие автомобили за границей и доставляющие их российским покупателям. Но ведь не 60% же!

Вторая статья это таможня. Таможенные сборы головная боль и самих продавцов подержанных автомобилей, и покупателей.

На днях Дальневосточная таможня заявила, что так называемые мини-каталоги, по которым в дальнейшем будет определяться таможенная стоимость подержанных автомобилей, решено изменить с 1 января 2006 года. На данный момент ведется работа по определению точных цен на автомобили и созданию баз данных.

Напомним, что в октябре этого года на таможне Дальнего Востока неожиданно для всех стала действовать новая схема исчисления оценочной стоимости для подержанных автомобилей. Стоит отметить, что оценочная стоимость это не реальная цена, за которую автомобиль был приобретен в Японии. Это некая сумма, которая рассчитывалась в зависимости от года выпуска, модели, объема двигателя и типа (легковой или внедорожник), исходя из которой в дальнейшем и рассчитывается стоимость растаможки. Но в октябре этого года оценочную стоимость стали рассчитывать, учитывая еще марку автомобиля и его комплектацию.

В результате порой складывается такая ситуация, когда оценочная стоимость машины на таможне выше ее реальной цены. Так, согласно японской аукционной статистике, средняя стоимость Toyota Corolla 2002 года с двигателем 1,8 л составляет 7,5 тысячи долларов с учетом 5% налога, а по новой таможенной сетке 9,06 тысячи долларов (по старой сетке 4,6 тысячи долларов). После введения подобных мини-каталогов на Дальнем Востоке начался настоящий бунт продавцов подержанных автомобилей. Все это закончилось тем, что действие мини-каталогов временно отменили. Но с 1 января, видимо, их снова начнут применять.

Вся сложность октябрьской ситуации состояла в том, что нас таможня просто не предупредила о введении новой оценочной стоимости. А ведь фирмы-продавцы уже везли автомобили из Японии, которых ждали клиенты, заплатившие за свою машину. Если бы действие мини-каталогов вступило в силу, нам пришлось бы брать с клиентов дополнительные деньги. А это, согласитесь, неприятно. Заявили одну цену требуем другую. Увы, от нас это не зависит. По правилам таможня должна была нас предупредить за месяц до изменения оценочной стоимости, а не за день, как это произошло. Теперь если они все-таки решатся на этот шаг, то обязаны предупредить нас за месяц, то есть 1 декабря этого года, комментирует ситуацию Дмитрий Попеску, менеджер аукционной компании ООО "Неново".

Таможенные сборы всегда были главной составляющей стоимости импортного автомобиля. Повышение оценочной стоимости в первую очередь скажется на кошельках потребителей, то есть на нас с вами. Поэтому специалисты советуют желающим купить иномарку, делать это прямо сейчас. До нового года еще можно успеть. Если с 1 января 2006 года все-таки будут введены новые каталоги, цена автомобилей увеличится от 700 до 4000 долларов смотря какая стартовая цена.

Из чего же еще складывается цена японского автомобиля? Девиз аукционных транспортных компаний можно обозначить так: за что купил, за то и продаю. Действительно, расчет стоимости в таких компаниях, как правило, очень прозрачен.

Для примера проведем расчет стоимости одного из самых дешевых автомобилей, который в Иркутске нам предложат за 5,5 тыс. долларов:

- стоимость на аукционе 1428,57 доллара;

- налог с продаж по Японии 5% 71,43 доллара;

- аукционный сбор 623,66 доллара;

- доставка до порта отгрузки в Японии 93,75 доллара;

- оформление документов в Японии 89,29 доллара;

- фрахт 530 долларов;

- комиссия банка 28,37 доллара;

- таможенный платеж 945 долларов;

- оформление и таможенный склад 200 долларов;

- таможенный брокер 350 долларов;

- доставка сеткой по железной дороге 865,68 доллара;

- комиссия российской фирмы-продавца 300 долларов;

- справка-счет, пересылка документов 65 долларов.

Итого: стоимость автомобиля в Иркутске 5590,74 доллара (в рублевом эквиваленте около 164 тыс. рублей).

Получается, что за свои услуги аукционная компания с каждого автомобиля берет 300 долларов. Все остальное расходы, связанные с приобретением и перевозом машины, в которые входит и растаможка.

Конечно, купить такую же марку машины на барахолке или у перепродавцов во Владивостоке будет стоить дешевле, говорит Дмитрий Попеску. Но ведь там никто не даст вам никаких гарантий. Какой пробег, что за машина? А в аукционных компаниях фиксированная оплата. В любом случае цены действительно изменятся с 1 января на любые иномарки, где бы вы ее ни приобретали.

Лилия Матонина

babr.ru