04.07.05

Из жизни контрабандистов

Корреспонденты газеты Магнитогорский рабочий решили на собственном опыте проверить, как работает таможенная служба. Погрузив под покровом ночи в багажник автомобиля ящик водки, они отправились в сторону Казахстана на Николаевский автомобильный пропускной пункт.

Таможенная лодка

В районе деревушки с историческим названием Порт-Артур мы приняли меры конспирации. Несколько бутылок спрятали под переднее пассажирское сидение, одну в бардачок и по две положили в свои дорожные сумки, а маленькую плоскую бутылку пятизвездочного коньяка из собственных запасов зашили в плотную кожаную подушку. Первое, что бросилось в глаза при подъезде к пропускному пункту - это перевернутая вверх дном, большая красная лодка на боку которой крупными буквами было написано ТАМОЖНЯ . Наше недоумение развеяли очень быстро. Лодка означала готовность номер один к предстоящему в этих местах половодью. Дело в том, что в нескольких километрах от поста протекает река Аят, в которую впадает семь речушек. Во время паводка она разливается до одного километра в ширину и поднимается выше шести метров. Границу закрывают почти на месяц. Половодье отрезает таможенников от внешнего мира. Единственная возможность попасть в родную деревню повидаться с женами - переплыть бассейн реки на лодке. А у желающих пересечь границу на автомобиле остается только один путь через пункт пропуска Бугристое Троицкого таможенного поста Челябинской таможни. Говорят, что в следующем году в месте разлива реки возведут высокий мост длиной в пятьдесят километров, а пока только сваи установлены.

Прежде чем пропустить нас в зону досмотра пограничники тщательно изучали наши документы, а мы тем временем изучали какие-то странные стойки, расположенные с обеих сторон от шлагбаума. Это, наверно, рентгенустановки , - предположил наш водитель и покосился на переднее пассажирское сиденье, под которым была спрятана водка. Как выяснилось позже, эти стойки не что иное, как дорогостоящая система Янтарь . В прошлом году ее установили американцы в рамках программы Вторая линия защиты . Уж больно они боятся, что к ним из России проникнет какая-нибудь гадость, типа радиоактивных изотопов, на которые эта установка реагирует громким сигналом тревоги. Что любопытно, несколько месяцев назад она сработала на человека, который в связи с серьезным заболеванием прошел курс облучения за несколько дней до выезда из страны.

Бакс - не значит доллар

Проверив документы, таможенники наконец-то пропустили нас в зону досмотра и попросили показать багаж. Рядом досматривали огромную фуру, снизу до верху набитую тюками и коробками. Вдруг из напичканного товаром нутра машины выскочил симпатичный кудрявый спаниель и направился в нашу сторону. Мы, чуть было, не начали с ним заигрывать, но вовремя сообразили, что не стоит. Бакс - так звали длинноухого сотрудника Николаевского таможенного поста, приспособлен к розыскной деятельности и работает на таможне уже четыре года. Таможенники очень гордятся своим коллегой. На выездных соревнованиях в Троицке Бакс получил почетную грамоту за то, что нашел все закладки (закладками называют спрятанные в стеклянную колбу или завернутые в бумагу наркотические вещества).

Его хозяин, он же его начальник и кинолог, внимательно следит за тем, чтобы ценная собака не перетруждалась. Несмотря на то что собаки-ищейки воспринимают поиск наркотиков как игру, они все же очень сильно устают. Поэтому работать им положено всего три часа в день. Че рез пять лет такой серьезной службы, они становятся профессионально непригодными. Вместе с Баксом на посту живет Лабрадор по кличке Фристайл , который, как нам сказали, сейчас находится в отпуске - в деревне.

Элементарно, Ватсон !

Бакс деловито обнюхал салон нашей машины, но ни наркотиков, ни оружия не нашел. Только после того, как разочарованный пес скрылся из поля зрения, машину стали осматривать вооруженные специальными приборами таможенные инспекторы. Всего несколько минут понадобилось таможеннику, чтобы с помощью новейшей системы контроля Взгляд обследовать брюхо нашего авто. Он всего лишь подставлял под машину прикрепленное к удочке (штативу), зеркало со встроенной в него камерой, и смотрел на небольшой монитор, на котором в этот момент демонстрировались автомобильные запчасти. То, что появилось на экране, когда инспектор засунул удочку под переднее пассажирское сидение описывать нет смысла. Все и так хорошо знают, как выглядит сорокаградусный напиток. Вскоре был рассекречен и второй тайник. Умненький приборчик Ватсон , реагирующий на изменение плотности материала показал, что в кожаной подушке содержится какое-то инородное пятизвездочное вложение.

Нас задержали за административное нарушение, а именно за использование тайников, затрудняющих обнаружение предметов. Наша контрабанда оказалась мелкой, а потому и предложили уплатить штраф. Признаемся честно, в какой-то момент нам стало даже стыдно за содеянное. Пришлось идти к начальнику Николаевского таможенного поста Алексею Чиркову и все ему рассказывать.

СОБР всегда на страже

Алексей Михайлович по долгу службы оказался человеком еще более недоверчивым, чем мы. Он стал с нами беседовать только после того, как выяснил, кто мы такие на самом деле, пробив наши данные по своим каналам. Первое, что он сделал -строго сказал: На всякий случай предупреждаю -пытаться пересечь границу нелегально в целях эксперимента даже не думайте. Наши СОБРовцы с вами церемониться не будут .

Их в штате поста двенадцать, помимо остальных двадцати пяти сотрудников. Кстати, осенью 2004 года под руководством начальника СОБРа Николаевского таможенного поста Сергея Шуме-ева они задержали колонну из четырех большегрузных машин, нелегальным путем перевозивших китайский ширпотреб на сумму порядка десяти миллионов рублей. Об этой блестяще проведенной операции, длившейся почти семь суток, писали все газеты Челябинской области. Алексей Михайлович невероятно гордится своими героями. Еще бы, ведь на его посту есть два человека, имеющих значок Отличник таможенной службы .

Из рассказа начальника таможенного поста мы узнали, что на месте деревни Николаевка в восемнадцатом веке располагалась казачья станица, входящая в состав Сибирской губернии, по которой проходил караванный путь. В те времена функции таможенников исполняли казаки, охраняя свои рубежи и взимая мзду с проезжих купцов.

Спустя двести лет, по какой-то необъяснимой случайности на след караванного пути легла государственная граница между Россией и Казахстаном. Кстати, дед Алексея Михайловича был казаком. Выходит, что мастерство защищать экономическую безопасность своей страны, оберегать ее национальную промышленность совершенствуется в каждом поколении таможенников на протяжении двух веков. В чем мы, собственно, убедились своими глазами.

36 километров досмотра

Ранним утром следующего дня мы уже садились в электричку в городе Карталы в надежде пересечь границу через железнодорожный пункт пропуска. Контрабандная продукция на этот раз позвякивала в наших дорожных сумках. Мы отказались от мысли прятать ее и разработали новый план действий.

Карталинский таможенный пост -это единственный железнодорожный пункт пропуска через границу Россия - Казахстан в зоне деятельности Магнитогорской таможни. Кроме того, он имеет самую длинную зону досмотра тридцать шесть километров. Иначе говоря, пункт пропуска находится в здании железнодорожного вокзала, а пограничный столб через тридцать шесть километров. Добраться до рубежа можно двумя способами: первый - восемь часов топать по шпалам, второй - тридцать минут ехать на электричке. Мы выбрали второй и, памятуя о том, что одному человеку через границу разрешено провозить только два литра водки, сразу же стали слезно уговаривать попутчиков на время досмотра взять к себе в багаж оставшиеся шесть бутылок. Некоторые, кто был налегке, нехотя, но все же согласились. Ну, теперь-то уж, мы эти десять бутылок точно провезем , - не унимался в нас азарт контрабандистов.

Через десять минут после отправления по составу пошли пограничники, а следом за ними досмотровая группа таможенников. Когда таможенники вошли в наш вагон, нам показалось, что мы вызвали у них подозрение с первых же секунд. Между прочим, как выяснилось позже, это ощущение появилось у нас небезосновательно. Оказывается, самым ценным прибором досмотра на Кар-талинском железнодорожном пункте пропуска считается зоркий глаз таможенника. Речь идет о так называемом фейс-контроле. Ведь, если представить, что каждый день таможенный инспектор досматривает сотни человек, то в этом нет ничего удивительного. Профессиональный таможенник, даже мельком взглянув на пассажира, в большинстве случаев может разглядеть в нем правонарушителя. Тем более, если с ним находится собака, присутствие которой оказывает очень сильное психологическое давление на перевозчиков наркотических средств. Они начинают суетиться, нервничать, чем еще больше привлекают к себе внимание. К новеньким таможенники присматриваются особенно пристально, потому что знают в лицо почти семьдесят процентов пассажиров электричек. Многие пересекают границу ежедневно, ездят на работу из России в Казахстан или наоборот. Кстати, таковыми оказались наши попутчики. Две женщины, согласившиеся нам помочь, каждый день ездят из России в Казахстан, строить вокзал, частенько возят с собой краску, стройматериалы. И пожилой мужчина - директор школы, которая находится на территории Казахстана. Поскольку отопление и вода в его школу поступает из России, то он каждый месяц ездит в нашу страну их оплачивать.

Согласитесь, что наличие в сумках совершенно одинаковых бутылок магнитогорской водки у нас и у постоянных пассажиров наводит на мысль о тайном сговоре. Короче говоря, нас опять вывели на чистую воду. Таможенники предложили нам три варианта дальнейших действий: первый - успеть выпить три неположенных литра, пока не доехали до границы, второй - заплатить за лишние бутылки по цене сто двадцать рублей за литр и плюс двести пятьдесят рублей за оформление, третий - вернуться с водкой обратно и сдать на склад временного хранения. Мы согласились на третий, еще не зная, какая участь уготована нам впереди.

На тридцать шестом километре зона досмотра закончилась, и мы вместе с таможенниками и пограничниками покинули состав, который пошел дальше в Казахстан. Через двадцать минут люди в форме сели в казахстанскую электричку, направлявшуюся в Россию, а мы остались дожидаться российской, которая должна была прийти только через десять часов. Рядом с нами на железнодорожной насыпи стояла только женщина-казашка, а вокруг расстилалась бескрайняя природа родного края.

Говорят, в 2007 году в Карталах будет построен целый таможенный комплекс: административное здание, здание вокзала, подземные и наземные пути, а пока на 36-м километре стоит только хлипкий вагончик. Под покровом ночи мы возвращались домой. Эксперимент не удался, зато теперь мы уверены в том, что экономическую безопасность нашей страны надежно охраняют достойные уважения люди. В багажнике редакционной машины вместе с нами возвращались домой десять бутылок водки.

Ульяна ШЕВЧЕНКО
- Журнал Таможня 11 от 14.06.05