29.09.08

Избавиться от «серых» схем

Любое прохождение российских пограничных переходов для транспортной компании и водителя – это головная боль. Потому что на пограничных переходах сосредоточено огромное количество проверяющих и разного рода посредников: государственно-частных или полугосударственных компаний, оказывающих услуги по оформлению документов. Работа таких компаний нередко связана с «серыми» схемами, что дискредитирует государственные органы управления на границе. При этом любая контролирующая организация всегда найдёт крупное или мелкое нарушение у перевозчика.

Хочу отметить, что не стоит задача ослабить контроль на границе. Необходимо использовать единую базу данных. Есть такой плохой принцип государственного управления – межведомственность, когда каждая структура стремится создать свою базу данных. Например, автотранспортная инспекция делает только свою часть работы, но она проверяет те же самые данные о перевозчике, которые вводятся при проверке таможенным контролем или пограничниками. Все эти функции в Европейском союзе чётко закреплены за пограничниками и таможней. И в Латвии, и в Германии, и в Польше автотранспортный контроль не менее строгий, чем в России. Но он осуществляет свои контрольные функции не на границе, а на всей территории страны. Эти проблемы начинают решаться и в Российской Федерации.

В России есть одна тонкость в применении электронных технологий на таможне. Технология предварительного электронного информирования работает в усечённом виде. До границы часть информации передаётся, а с внешней границы до внутренних таможен не доходит. Это не позволяет оперативно выявлять нарушителей и способствует «серым» схемам, которые, к сожалению, пока ещё действуют на территории Российской Федерации.

Необходимо проводить унификацию таможенных процедур Европейского союза и России. В прошлом году соответствующий эксперимент проводился на российско-латвийской границе. Как только перевозчикам предоставили национальные гарантии, сразу же увеличился поток российских грузовиков, особенно тех, которые идут транзитом через Латвию по процедуре общего транзита Евросоюза. При нарушениях, выявляемых таможенной службой, взыскания в безакцептном порядке осуществлялись со страховых компаний. Эта система прекрасно зарекомендовала себя в Евросоюзе.

«Гудок», 29.09.2008