04.08.06

Качественный бензин освободят от пошлин

Правительственные чиновники решили отменить импортные пошлины на высокооктановые бензины. Правда, ощутимых последствий ни для рынка, ни для бюджета от этой инициативы не последует из-за малого размера пошлины и мизерных объемов импорта. Впрочем, чиновники говорят, что стабилизация цен на бензиновом рынке и не входила в их планы.

Межведомственная комиссия по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике на своем заседании 2 августа сочла целесообразным отменить пятипроцентную импортную пошлину на высококачественные марки бензина А-95 и А-98. Это предложение комиссия в ближайшее время внесет в правительство России. Взрывной рост розничных цен в прошлом году был одной из главных проблем правительства. За прошлый год топливо на московских АЗС подорожало примерно на 20%. В конце года правительство договорилось с нефтяниками о замораживании цен на бензин. Но сейчас эксперты предрекают ценам новый скачок еще примерно на 10%.

Но чиновники своим решением не преследовали цели обуздать рост цен на бензин. У Минэкономразвития сейчас такая установка, что любые пошлины должны быть не фискальными, а регулирующими, пояснила "Ведомостям" директор департамента министерства Галина Баландина. В пошлине на бензин не было никакого смысла: объемы поставок импортного бензина ничтожны, а ее обнуление внутреннее производство точно не задавит .

По данным информационно-аналитического центра Кортес , бензины, о которых идет речь, в Россию поставляются из США, Франции, Финляндии и Норвегии. Импорт из первых двух стран настолько мал, что его трудно учесть в мониторинге. Из Финляндии же финская компания Neste Oy за первые шесть месяцев этого года ввезла в Санкт-Петербург для своих 30 автозаправок 3376 т бензина А-98. Несколько больше импортирует норвежская Statoil, которая владеет сетью АЗС в Мурманской области. За те же полгода она ввезла 189 300 т бензина А-95. Это очень небольшие объемы, если учесть, что в России, по данным Минпромэнерго, за прошлый год было произведено 3,8 млн т бензина А-95 и 93 000 т А-98.

Аналитик Кортеса Людмила Лурье отмечает, что в России уже наметился дефицит высокооктановых бензинов, но отмена импортной пошлины на них вряд ли изменит рыночную ситуацию. Вряд ли ввоз бензина так уж выгоден для импортеров, говорит она, ведь в Норвегии литр бензина стоит более $6, но в России по сопоставимой цене топливо продавать невозможно. А представитель Московской топливной ассоциации добавляет, что бензин А-98, хотя и продается на многих московских заправках, спросом не пользуется, тем более такого спроса нет в провинции. На возобновившийся рост топливных цен отмена пошлины, по его мнению, повлиять никак не может.

Единственное, что может сделать государство для сдерживания цен на бензин, это дать указание госкомпаниям, владеющим НПЗ, договориться между собой о сдерживании цен, однако для экономики России это ничего хорошего не принесет , говорит начальник аналитического управления Брокеркредитсервиса Максим Шеин. А рыночных и объективных возможностей для сдерживания цен на топливо у государства нет, пока налогообложение в России привязано к мировым ценам на нефть, отмечает эксперт.

По данным Минпромэнерго, всего в России производится в год 32,05 млн т бензина различных марок. Из них львиная доля приходится на А-76/80 13,6 млн и на А-92/93 14,5 млн. Основная масса топлива, произведенного российскими НПЗ, потребляется внутри страны.

Ведомости ; 04.08.2006