27.02.07

Кадровая проблема остра всегда и везде

Кадровая проблема остра всегда и везде. Не обошла она стороной и таможенную службу – то перестановки в высшем эшелоне, то перетряска среднего звена, то недовольство рядовых сотрудников условиями работы и оплатой труда… Известное дело: когда верхи не могут, то и низы не хотят.

Как известно, кадровый голод еще не вполне утолен: наш журнал еще в октябре минувшего года сообщал, что сейчас вакантны почти пятая часть должностей начальников таможен и десятая часть – руководителей таможенных постов. «За того парня» зачастую приходится работать и рядовым инспекторам… Казалось бы, сотрудникам кадровых служб легко найти замену ушедшим – таможенное дело становится престижным занятием, охотников придти к нам вроде бы должно быть немало.

Да закавыка в том, что «абы кто» здесь не нужен – требуются люди образованные, прошедшие особый курс обучения.

Пока что Российская таможенная академия, при всем к ней уважении, физически не может обеспечить Службу необходимым числом выпускников… Конечно, как и везде, в сфере нашей деятельности отыскиваются люди, которые больше любят себя в таможне, нежели таможню в себе, а поскольку государство, говоря словами философа, зачастую выполняет роль железного намордника на пасти человеческого эгоизма – с такими людьми, увы, зачастую приходится расставаться. Вот и ломают головы кадровики, кем именно заполнить пустующий резерв.

Что делается для оптимизации труда таможенников, рассказывает в беседе с обозревателем журнала «Таможня» Сергей ФИЛИППЕНКО – начальник отдела подготовки кадров Управления кадров Федеральной таможенной службы, кандидат экономических наук, полковник таможенной службы.

– Насколько остро испытывает таможенная служба кадровый дефицит?

– Достаточно сказать, что 2002, 2003 г.г. – вот в этих пределах – у нас было примерно от пяти до семи тысяч вакантных мест, а сейчас их в два раза меньше. Точнее, на первое января дефицит кадров составлял 2688 человек. Все-таки есть прогресс. Сказывается престижность службы. У нас нормальная текучесть кадров – где-то на уровне трех-пяти процентов.

– А чем вы вообще объясняетеэтот прогресс?

– Материальная составляющая по сравнению с прошлыми годами идет на улучшение. У нас был особенно болезненный период с 2002 года – времени перехода на госслужбу. Тогда примерно сорок тысяч сотрудников перешли на госслужбу и потеряли в материальном отношении. Потеряли в деньгах. Не могу сказать, что сегодня зарплата госслужащих и сотрудников выровнялась полностью, но практически – по центральному аппарату, у нас по отделу главные инспекторы, заместители начальника отдела стали получать за классный чин, должностной оклад, у нас идет оклад по званию, по должности, плюс премиальные. То есть зарплата не так уж намного разнится у госслужащих и у сотрудников. Есть еще указы, постановления правительства, позволяющие улучшить материальное положение. Поэтому материальная составляющая у нас не на первом плане. Стабильность работы, стабильность оплаты, социальные гарантии делают свое дело. Да и вообще у таможенной службы большие доходы, желание попасть в наши ряды в принципе велико. Важно заметить, что хорошие специалисты требуются везде. Скажем, питомца Российской таможенной академии сразу после выпуска нельзя еще назвать высоким профессионалом. Однако стоит молодому специалисту года три проработать в таможенных органах, овладеть какой-либо конкретной тематикой, направлением деятельности – так ему уж и цены нет. Его охотно примут на работу в любую коммерческую структуру. Логика проста: зачем растить своих специалистов, если проще переманить готовые кадры, ведь обучение в коммерческих вузах, например, по специальности «Таможенное дело», обходится в сто тысяч рублей в год…

– Что конкретно делается? Какие есть возможности у нашей академии?

– Ежегодно – в принципе постоянно – проходят целевые семинары, осуществляются программы дополнительного образования, и академия вместе с тремя своими филиалами выпускает примерно три тысячи восемьсот специалистов в год. Но это с учетом слушателей краткосрочных семинаров. Если же их вычесть – получится около двух тысяч человек, – то, что проходит по зачету, то есть в соответствии с требованиями о повышении квалификации, и учеба должна осуществляться в вузах, имеющих аккредитацию, с выдачей соответствующего документа при прохождении программы обучения от семидесяти двух часов и выше.

Сравним цифры: 13 тысяч – потребность по госслужащим. Сотрудников нужно порядка 4 тысяч человек. 16-17 тысяч и 2 тысячи реально может подготовить на сегодняшний день Российская таможенная академия. Это ее потенциальные возможности. Маловато будет. Нас это не совсем устраивает. Но там идет и подготовка очников. Скажем, в нынешнем году будет подготовлено 635 очников, 200 – заочников. Это тот резерв, тот потенциал, который через пять лет может пополнить ряды таможенных органов.

А ведь, кроме Академии и ее филиалов, специалистов таможенного дела готовят в различных вузах, где проводится обучение на основе госзаказа. Не реже одного раза в три года гражданские служащие должны проходить курсы повышения квалификации – на год приходится шестнадцать тысяч че- ловек. Да и вновь принятые на службу должны проходить переподготовку.

– И где ж таятся эти скрытые резервы?

– Мы восполняем наши кадровые потребности за счет размещения госзаказа на обучение специалистов в вузах страны. Скажем, в прошлом году по всей России прошли обучение по различным направлениям таможенной деятельности 18 778 человек. Важно заметить, что план по обучению удалось выполнить, прежде всего, за счет реализации государственного заказа.

– Выходит, нет причин для беспокойства?

– В целом положение выровнялось. Однако это и сигнал к тому, что нашей академии надо развивать свою базу. Кстати, это уже делается, при новом руководстве вуза у них большие задумки – строительство новых корпусов, аудиторий, улучшение условий обучения, труда профессорско-преподавательского состава, открытие новых факультетов… Немалое значение придается и развитию дистанционного обучения. Взять, скажем, подготовку наших кадров, восемнадцать тысяч специалистов в год, – цифра хорошая, однако людей надо оторвать от работы, кого-то пригласить сюда, а ведь это дорогостоящие командировки. Кстати, уже разработано пять программ дистанционного обучения.

– Есть соответствующее правительственное постановление о государственном заказе. Известен и Указ Президента России «О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих Российской Федерации». Диву даешься, как сложные проблемы порой находят простые, легкие для понимания решения. Если бы принять их не в декабре прошлого года, а лет десять назад… Но известно и то, что строгость российских законов смягчается необязательностью их исполнения. Заинтересованы ли вузы страны в подготовке кадров для таможни, да и вообще – как их выбирают?

– Федеральная таможенная служба объявила конкурс на лучшие направления и программы обучения. В итоге отобраны лучшие вузы, с ними заключены контракты, так что налицо их материальная заинтересованность.

Проводится соответствующие обучение должностных лиц таможен, а контролируют этот процесс наши кадровые службы на местах.

Государственный заказ пока что наилучшая форма подготовки кадров – до тех пор, пока наша Академия не расправит плечи. Госзаказ обеспечит процесс обучения в вузах в тех местах, где располагаются таможенные органы.

– В круге ваших забот наверняка есть и планирование подготовки кадров преподавателей?

– Во всех управлениях готовят преподавателей – специалистов по таможенному оформлению. Вот и непосредственно в ФТС России в минувшем году прошли обучение четыреста человек, они уехали в регионы и там уже сами учат специалистов. Такой вот получается веерный метод… Достаточно сказать, что в прошлом году – с октября по декабрь – таким образом прошли обучение работе в новых условиях свыше двадцати тысяч человек. Кстати, отдел подготовки кадров ГУК ФТС России насчитывает всего шесть человек. Раньше подобные отделы существовали в каждой таможне, сейчас их по всей стране восемнадцать.

А таможен – 136, таможенных постов около семисот, региональных управлений семь. Сейчас проводится линия на развитие представительств РТА в регионах – там, где нет филиалов Академии, создан крупный филиал в Екатеринбурге.

Федеральный закон № 79 «О государственной гражданской службе РФ» четко прописывает нормы и положения профессиональной подготовки кадров для гражданской службы, эти положения напрямую относятся и к таможенникам. Равно как и статья № 62, касающаяся профессиональной переподготовки, повышения квалификации и стажировки специалистов. И следующая статья – 63-я, трактующая понимание государственного заказа на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку гражданских служащих, – непосредственно отвечает насущным чаяниям таможенников. Все это вкупе с уже упомянутым Указом Президента страны представляет исчерпывающую законодательную базу для решения проблем подготовки кадров для Федеральной таможенной службы. Словом, есть правовая основа – осталось наполнить ее вразумительным содержанием, чтобы двигалось дело, чтобы буква закона одухотворялась реальной заботой о человеке.

Немногочисленный состав отдела подготовки кадров выполняет немало важнейших задач комплектования Федеральной таможенной службы России. В числе их забот и расчеты кадрового обновления таможенных органов выпускниками Российской таможенной академии, ее филиалов и других вузов страны.

Российская таможенная академия, как уже сказано, пока еще не может полностью обеспечить кадрами по нормативам штатной численности региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты. Тем не менее эти задачи решаются во многом благодаря труженикам управления кадров. Здесь важную роль играет государственный заказ на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку государственных служащих.

Госзаказ – это хорошо, но еще лучше параллельно идущая вдумчивая инициативная работа. Вот уже несколько лет на базе Российской таможенной академии действует Учебно-методическое объединение высших учебных заведений России по образованию в области таможенного дела.

Журнал "Таможня"